Общая информация
Профильное обучение - это система организации среднего образования, при которой в старших классах обучение проходит по разным программам (профилям) с преобладанием тех или иных предметов.
Комплексное понятие "профильное обучение", не ограниченное ни рамками учебного плана, ни заданным набором учебных предметов базового или углубленного уровня, ни образовательным пространством школы, является способом введения обучающихся в ту или иную общественно-производственную практику.
Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Переход к профильному обучению преследует основные цели: обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Учебный план профиля строится с ориентацией на будущую сферу профессиональной деятельности обучающегося, с учетом предполагаемого продолжения образования, для чего необходимо изучить намерения и предпочтения обучающихся и их родителей или законных представителей несовршеннолетних (ФОП СОО, п.131.20). Учебный план профиля составляют:
- обязательные для изучения предметы, общие для всех профилей
- учебные предметы для изучения на углубленном уровне
- индивидуальный проект
- дополнительные учебные предметы, элективные курсы
5 профилей обучения
Технологический профиль ориентирован на производственную, инженерную и информационную сферы деятельности – для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы и дополнительные предметы, курсы преимущественно из предметных областей "Математика и информатика", "Естественно-научные предметы" (ФОП СОО, п. 131.20.1.). «Технологический профиль», вебинар издательства «Просвещение»
IT-классы:
-
Программа «Код будущего» — бесплатные курсы программирования для школьников и студентов колледжей или техникумов
Инженерные классы:
-
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Компьютерное проектирование. Черчение»
- Методические рекомендации по использованию специализированного оборудования на занятиях в инженерных классах
Естественно-научный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как медицина, биотехнологии и другие –для изучения на углубленном уровне выбираютсяучебные предметы и дополнительные курсы преимущественно из предметных областей "Естественнонаучные предметы" (ФОП СОО, п. 131.20.2.) «Естественно-научный профиль в школе», вебинар издательства «Просвещение»
Медицинские классы:
- «МедКласс» СибГМУ - бесплатная цифровая образовательная платформа (с элементами геймификации для 8-11 кл., доступом к авторским курсам ведущих преподавателей в области медицины и около-медицинских профессий, представлено 5 образовательных треков: «Врач», «IT-технологии», «Лекарства», «Лаборатория», «Лидерство», охватывающих все специальности и направления подготовки СибГМУ)
- Письмо Министерства здравоохранения РФ от 15.08.2023 О проведении историко-патриотического проекта «Медицинский полк», создаваемого к 80-летию победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Аграрные классы:
Социально-экономический профиль ориентирует на профессии, связанные с социальной сферой, финансами и экономикой, обработкой информации, такими сферами деятельности, как управление, предпринимательство, работа с финансами и пр. – для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей "Математика и информатика", "Общественно-научные предметы" " (ФОП СОО, п. 20.4.) «Социально-экономический профиль», вебинар издательства «Просвещение»
Гуманитарный профиль ориентирует на такие сферы деятельности, как педагогика, психология, общественные отношения и др. – для изучения на углубленном уровне выбираются учебные предметы преимущественно из предметных областей "Русский язык и литература", "Общественно-научные предметы", "Иностранные языки" (ФОП СОО, п. 131.20.3.). «Гуманитарный профиль старшей школы: анализируем, проектируем, реализуем», вебинар издательства «Просвещение»
Психолого-педагогические классы:
- Методические рекомендации по развитию сети профильных психолого-педагогических классов (групп) в субъектах Российской Федерации
- План мероприятий (дорожная карта) по развитию сети профильных психолого-педагогических классов (групп) в субъектах Российской Федерации на 2023-2024 гг.
- Профильные психолого-педагогические классы: Материалы, ссылки на вебинары Академии Минпросвещения России
- Навигатор по профилям для психолого-педагогических классов: Школьно-университетское партнёрство как условие выбора педагогической профессии (материалы всероссийской конференции)
- Сетевой образовательный проект ТГПУ «Открытый педагогический класс»
Универсальный профиль ориентирован на обучающихся, чей выбор "не вписывается" в рамки заданных выше профилей, при этом образовательная организация самостоятельно определяет не менее 2 учебных предметов, изучаемых на углубленном уровне (ФОП СОО, п. 131.20.5.). «Универсальный профиль в выборе старшеклассника: нераскрытые возможности или «запасной» вариант», вебинар издательства «Просвещение»
Новости и события
19 марта в Департаменте образования Томской области состоялось рабочее совещание по обсуждению проектов учебных планов на 2025-2026 уч.г., которое провели заместитель губернатора Томской области по образованию, молодёжной политике и цифровому развитию Наталия Киселева и начальник департамента Юрий Калинюк
В Москве в Историческом парке «Россия – Моя история» на ВДНХ прошел круглый стол «Единая модель профориентации: актуальные вызовы и задачи профориентационной работы в 2025/26 уч.г.»; его участниками стали представители Минпросвещения России, Федерального центра компетенций в сфере занятости Минтруда России, Фонда Гуманитарных Проектов, Высшей школы экономики, РАНХиГС; они обсудили накопленный разными регионами страны опыт реализации профориентационных программ
11 марта в ТОИПКРО состоялось рабочее совещание из цикла регулярных встреч руководителей общеобразовательных организаций Томска, Томского района, ЗАТО Северск по обсуждению проектов учебных планов на 2025-2026 уч.г.
21 января в 10:00 (мск) ГК Издательство «Просвещение» приглашает к участию: руководители образовательных организаций, заместители руководителя, педагоги, библиотекари, руководители РМО
21 января 2025 г. состоится вебинар (в 10:00 по московскому времени) по реализации предпрофильной и профильной подготовки учащихся, который организует и проводит Издательство "Просвещение"
Публикация итогов и материалов семинара-совещания «Реализация Концепции профильного обучения в системе образования Томской области: предварительные итоги, новые вызовы», которое состоялось 06 декабря 2024 г.
Рамиль Рябиков провел интерактивный урок химии для учеников школы «Перспектива» в рамках проекта «Менделеевская смена»; томские восьмиклассники узнали о мире полимеров, провели необычный химический эксперимент и услышали историю личного профессионального пути руководителя предприятия
06 декабря (в 15:00) ЦУО проводит семинар-совещание; к участию приглашаются: руководители, специалисты МОУО, координаторы профильного обучения, руководители и заместители руководителя ОО Томской области; регистрация участия обязательна
23 ноября состоялась II Межрегиональная научно-практическая конференция, организатором которой выступили ТОИПКРО, МАОУ СОШ «Интеграция» Томского района; старший преподаватель ЦУО Светлана Старцева представила доклад «Предпрофессиональная направленность как новая модель профильного обучения» в пленарной части конференции
23 ноября (начало: 10:00) запланированы: лаборатории, практикумы, круглые столы, открытые просветительские лекции известных ученых, тематические сессии: «Интеграционные процессы в современном образовании», «Функциональная грамотность как индикатор качества образования при реализации ФГОС», «Актуализация новых направлений, смыслов и тем в области поликультурного и этнокультурного образования»
Стартует проект, направленный на повышение интереса школьников к естественным наукам, который курирует Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт»; в томских школах «Перспектива» и «Открытие» откроются 2 новых класса, где семиклассники смогут углубленно изучать физику, химию, биологию и математику
22 августа на августовском педагогическом форуме состоялся семинар-совещание для руководителей, заместителей руководителя ОО специалистов органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования в ТО; специальными гостями мероприятия стали обучающиеся, выпускники психолого-педагогических классов/групп из г. Томска, Томского, Асиновского районов
17-20 июня ЦУО проведено обучение слушателей по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации (КПК), в котором приняли участие 25 руководителей, заместителей руководителя, педагогов ОО, специалистов МОУО из 8 муниципалитетов Томской области
8 июня еще одна команда школьников ТО приняла участие в работе 3-го дня марафона на международной выставке-форуме “Россия” в Москве; в составе команы — 9 учеников, 2 сопровождающих педагога; в марафоне также участвовали представители 9 регионов страны
15 мая ЦУО ТОИПКРО проведен плановый семинар-совещание (вебинар) для руководителей, заместителей руководителя ОО, специалистов МОУО (136 чел.)
15 мая (начало в 11:00) состоится семинар-совещание, организатором которого выступает ЦУО ТОИПКРО; к участию приглашаются руководители и сотрудники МОУО, руководители, заместители руководителя и педагогические работники ОО Томской области