Официальные документы
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ определяет:
- Направленность (профиль) образования - это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и(или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (ч. 25 ст. 2)
- Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может предусматривать углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся (ч.4 ст.66 в ред. ФЗ от 24.09.2022 N 371-ФЗ)
- Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности (ч. 4 ст. 66) Важно: профильное обучение может быть организовано не только на уровне среднего общего образования, однако, на этом уровне это основа всей образовательной деятельности
- Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» гарантирует обучающимся право на: (ст. 34): (5) выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности, направления подготовки или научной специальности) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования); (6) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ, получение одной или нескольких квалификаций; (7) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность
- Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам (ст. 67) предусматривает: (5) организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования утверждает:
- Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ОВЗ/инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, профессиональной деятельности и успешной социализации (п. 1)
- Учебный план формируется с учетом профиля получаемой специальности за счет введения профильных предметов (п. 18.3.1)
Согласно Федеральной образовательной программе среднего общего образования для формирования учебного плана профиля необходимо (131.19.):
- Определить профиль обучения
- Выбрать из перечня обязательные, общие для всех профилей, предметы на базовом уровне. Включить в план не менее 2-х учебных предметов на углубленном уровне, которые будут определять направленность образования в данном профиле
- Дополнить учебный план индивидуальным(и) проектом(ами)
- Подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в пп. 2, 3. Если полученное число часов меньше времени, предусмотренного ФГОС СОО (2170 час.), можно дополнить учебный план профиля еще каким-либо предметом (предметами) на базовом или углубленном уровне либо изменить количество часов на изучение выбранных предметов; завершить формирование учебного плана профиля дополнительными учебными предметами, курсами по выбору обучающихся
- Если суммарное число часов больше или равно минимальному числу часов, но меньше максимально допустимого (2516 час.), то образовательная организация может завершить формирование учебного плана, или увеличить количество часов на изучение отдельных предметов, или включить в план другие курсы по выбору обучающихся
Нормативная правовая документация (федеральный уровень)
- Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 №1678 Об утверждении правил применения электронного обучения, ДОТ при реализации образовательных программ
- Приказ Минпроса России от 31.08.2023 №650 Об утверждении порядка осуществления мероприятий по профориентации
- Распоряжение Минобрнауки России от 26.04.2023 №178-р, Минпросвещения России №Р-92 Об утверждении плана мероприятий по развитию инженерного образования
- Письмо Минпросвещения от 26.02.2021 №03-205 Методические рекомендации по обеспченению возможности освоения ООП учащимися 5-11 классов
- Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 №882-391 О сетевой форме реализации образовательных программ
- Приказ Министерства просвещения РФ от 30.07.2020 №369 Об утверждении порядка зачета
- Письмо Министерства образования и науки от 07.03.2020 №03-413 Методические рекомендации по реализации элективных курсов
- Приказ Минобразования РФ от 18.07.2002 №2783 Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования
Нормативная правовая документация (региональный уровень)
- Распоряжение ДОО ТО от 21.10.2021 №1688-р О реализации проекта по открытию и функционированию в образовательных организациях Томской области классов/групп психолого-педагогической направленности
- Распоряжение ДОО ТО от 24.05.2019 г. №454-р Об утверждении плана мероприятий по реализации Концепции профильного обучения в системе образования Томской области на 2019-2025 гг.
- Распоряжение ДОО ТО от 28.09.2018 г. №833-р Об утверждении Концепции профильного обучения в системе образования Томской области на 2019-2025 гг.
- Распоряжение ДОО ТО от 28.09.2018 №832-Р Об утверждении Концепции развития физико-математического и естественнонаучного образования в Томской области на 2019-2025 гг.
Сопровождение реализации профильного образования
Профильные психолого-педагогические классы (ПППК)
- Письмо заместителя министра просвещения РФ от 25.04.23 О развитии сети ПППК
- Дорожная карта по развитию ПППК в субъектах РФ в 2023-2024 гг.
- Письмо Минпросвещения России от 17.08.2022 Об оказании методической поддержки по развитию ПППК
- План мероприятий по подготовке педкадров до 2030 года (утвержденный заместителем министра просвещения РФ)
- Проекты нормативно-правовых актов, определяющих статус, содержание, организацию ОД в ПППК
- Распоряжение правительства РФ от 24.06.2022 №1688-р Концепция подготовки педкадров для системы образования на период до 2030 г.
- Распоряжение правительства РФ от 07.10.2020 №2580-р Об изменениях, которые вносятся в основные принципы национальной системы профессионального роста педагогических работников РФ, включая национальную систему учительского роста
- Сборник «Развитие содержания образования в психолого-педагогическом классе/группе», 2022
- Учебно-методическое пособие «Организация деятельности психолого-педагогических классов» (2021), Астапова Е.В., Панова Е.В. и др.