Нормативно-методическое сопровождение

Официальные документы

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ определяет:

  • Направленность (профиль) образования - это ориентация образовательной программы на конкретные области знания и(или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы (ч. 25 ст. 2)
  • Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может предусматривать углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение) с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся (ч.4 ст.66 в ред. ФЗ от 24.09.2022 N 371-ФЗ)
  • Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности (ч. 4 ст. 66) Важно: профильное обучение может быть организовано не только на уровне среднего общего образования, однако, на этом уровне это основа всей образовательной деятельности
  • Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования» гарантирует обучающимся право на: (ст. 34): (5) выбор факультативных (необязательных для данного уровня образования, профессии, специальности, направления подготовки или научной специальности) и элективных (избираемых в обязательном порядке) учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность (после получения основного общего образования); (6) освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ, получение одной или нескольких квалификаций; (7) зачет организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, порядке результатов освоения обучающимися учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, дополнительных образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность
  • Организация приема на обучение по основным общеобразовательным программам (ст. 67) предусматривает: (5) организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования утверждает:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы, ее структуре и условиям реализации учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении среднего общего образования, включая образовательные потребности обучающихся с ОВЗ/инвалидов, а также значимость данного уровня общего образования для продолжения обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, профессиональной деятельности и успешной социализации (п. 1)
  • Учебный план формируется с учетом профиля получаемой специальности за счет введения профильных предметов (п. 18.3.1)

Согласно Федеральной образовательной программе среднего общего образования для формирования учебного плана профиля необходимо (131.19.): 

  1. Определить профиль обучения
  2. Выбрать из перечня обязательные, общие для всех профилей, предметы на базовом уровне. Включить в план не менее 2-х учебных предметов на углубленном уровне, которые будут определять направленность образования в данном профиле
  3. Дополнить учебный план индивидуальным(и) проектом(ами)
  4. Подсчитать суммарное число часов, отводимых на изучение учебных предметов, выбранных в пп. 2, 3. Если полученное число часов меньше времени, предусмотренного ФГОС СОО (2170 час.), можно дополнить учебный план профиля еще каким-либо предметом (предметами) на базовом или углубленном уровне либо изменить количество часов на изучение выбранных предметов; завершить формирование учебного плана профиля дополнительными учебными предметами, курсами по выбору обучающихся
  5. Если суммарное число часов больше или равно минимальному числу часов, но меньше максимально допустимого (2516 час.), то образовательная организация может завершить формирование учебного плана, или увеличить количество часов на изучение отдельных предметов, или включить в план другие курсы по выбору обучающихся

Нормативная правовая документация (федеральный уровень)

Нормативная правовая документация (региональный уровень)

Сопровождение реализации профильного образования

Профильные психолого-педагогические классы (ПППК)