Актуальные проблемы преподавания химии

15:09 27 августа 2018
Подразделения: Центр развития педагогического мастерства Уровни образования и предметы: Биология, химия, экология
Актуальные проблемы преподавания химии

22 августа 2018 года в рамках Томского августовского образовательного салона на Интерактивной площадке «Эффективные образовательные практики предметов естественнонаучного цикла», проект «ТраекториУм» работала секция «Актуальные проблемы преподавания химии». В работе секции приняли участие 29 человек, из них 27 учителей-предметников по химии, директор ЦЗН «Склад ума» Дмитриева Анастасия Дмитриевна и ведущий секции – специалист по УМР кафедры ЕМО, ТОИПКРО, Бланк Екатерина Викторовна.

Дмитриева Анастасия Дмитриевна и Барышева Зоя Юрьевна провели для участников тренинг-сессию по теме «Основные требования, предъявляемые к первокурсникам по дисциплине "Химия". Поиск компромисса в выстраивании совместной работы со школами». Участники примерили на себя роли родителей, учеников, представителей школы и ВУЗов; озвучивая каждый свои проблемы по ролям, искали и обсуждали возможные варианты их решения. Необычный интерактивный формат представления темы, позволил глубже увидеть суть противоречий между участниками образовательного процесса. Согласно анкетам обратной связи участников сессии, вопросы этой темы стоят довольно остро для учителей химиков. Основные общие проблемы, которые выделили педагоги, работая в группах это:

  •  недостаточное количество часов на курс химии;
  •  несоответствие требований к подготовке по химии для сдачи ЕГЭ и требований ВУЗов к первокурсникам;
  •  малое количество практических лабораторных работ  по химии для обучающихся;
  •  невысокая заинтересованность обучающихся в предмете по двум причинам: неясно, каким образом предмет может пригодиться в будущем и трудность восприятия теоретического материала без освоения практических навыков, скука.

В качестве решения участники озвучили просьбу к ВУЗам о проведении курса практических занятий для старшеклассников, обучающихся по профильным программам. Дмитриева А.Д. и Барышева З.Ю. представили комплект оборудования для самостоятельного проведения опытов дома, анонсировали рабочую программу по химии для старших классов. Кроме того, ЦЗН «Склад ума» пригласил заинтересованных педагогов к дальнейшему обсуждению возможных решений озвученных проблем.

Далее свой доклад представила Соколова Ольга Викторовна, составитель Методических рекомендаций преподавания химии на 2018-2019 год.  В докладе были рассмотрены:

  • необходимость нормативной базы для составления рабочих программ по химии,
  • варианты составления профильных программ,
  • успешный опыт пропедевтики предмета «Химия» в 5-6 классах: с переходом в старшие классы эти дети показывали лучшие результаты на экзаменах по химии и были глубоко заинтересованы в предмете, что впоследствии определило их выбор специальности в ВУЗе.

Третьим спикером секции была Усова Надежда Терентьевна. Она представила свой опыт по теме «Технология организации учебно-исследовательской деятельности учащихся при обучении химии». А также поделилась своим опытом участия в обучении педагогов на смене образовательного центра «Сириус».

По отзывам участников секции, этот доклад оказался очень востребованным и полезным. Элементы взаимодействия с аудиторией: вопросы, задания, компетентный отклик докладчика по вопросам организации учебного проекта и исследования, очень оживили аудиторию.

В заключение, ведущий секции Бланк Е.В. представила Анонс мероприятий кафедры естественно-математического образования на период с сентября по октябрь 2018 года. Секция закончилась пожеланием успехов и приглашением к сотрудничеству.

Фото мероприятия

Бланк Е.В., специалист по УМР кафедры ЕМО, ТОИПКРО