Шрифт
Цвета
Изображения
Выключить
arrow_upward
Версия для слабовидящих людей remove_red_eye
menu

Методический семинар «Роль предметов гуманитарного цикла в достижении личностных результатов образования» в г. Сочи

Изображение к новости

2-4 октября 2018г. издательством «Русское слово» на базе Российского международного олимпийского университета (г. Сочи) был проведен научно-методический семинар «Роль предметов гуманитарного цикла в достижении личностных результатов образования», в котором приняли участие руководство издательства (Вахромеев В.А., генеральный директор, и Лобзина М.И., исполнительный директор), методисты, преподаватели ведущих российских вузов.

В рамках работы секции «Филологические дисциплины» поднимались вопросы, имеющие большое значение для успешной реализации тех задач, которые ставит перед учителями русского языка и литературы ФГОС, в частности:

- традиции и современность в школьном курсе литературы: подвержен ли «золотой канон» модернизации? (А.В.Фёдоров, д.фил.н., главный редактор издательства «Русское слово»);

-  что можно и что нельзя проверить на ГИА по литературе (Е.А. Зинина, учёный секретарь ФИПИ);

-  преемственность как методическая и мировоззренческая категория: от литературного чтения к литературе (Б.Г. Меркин, к.п.н., автор учебников по литературе);

- взаимодействие искусств на уроках литературы как средство формирования эстетического сознания и общей духовной культуры учащихся (А.Н.Романова, к.фил.н., автор учебников по литературе);

- тексты на уроках русского языка: о полноте, глубине и силе воздействия (Р.А. Дощинский, к.п.н., заведующий кафедрой МЦРКПО);

- современные проблемы школьного филологического образования в зеркале общественного обсуждения (Л.В. Дудова, к.фил.н., профессор МГПУ) и др.

Выступающими было подчеркнуто, что для успешной реализации современных задач нужно активное включение в процесс обсуждения общественных организаций, учителей, так как сегодня необходимо не просто говорить, но и делать. А нерешенных вопросов еще очень много, и среди них:

- не определено содержание предметной области «Родной язык» и отсутствуют учебники (пока есть только учебное пособие, не прошедшее экспертизу);

- нет официального перечня родных языков РФ;

- не опубликован федеральный перечень, не утверждены стандарты старшей школы;

- общекультурная подготовка наших учащихся «западает», что сказалось на результатах экзаменов (например, это «рвануло» на экзамене ИЯ: в письме бабушке (250 слов) нужно было что-то писать);

- восприятие классики часто идет через клишированные формулировки («маленький человек», «Н.А. Некрасов – певец тяжелой крестьянской доли» и т.п.), и такой подход становится блокатором мысли;

-  недостаточное внимание уделяется современной литературе; сами учителя недостаточно в ней ориентированы;

- нередко каждый учитель литературы стремится создать «свой» перечень русской классики, что в принципе неправильно, ведь нет такого понимания свободы, например, у учителя физики, он не решает, какой закон Ома нужно изучать. Свобода может заключаться только в модернизации методических приемов.

Но не все так печально. Было отмечено, что делается в этой связи на государственном уровне: к примеру, все тексты во всех учебниках русского языка обучают и воспитывают; для экзамена в 9 классе берутся тексты из современной подростковой литературы 2-й половины 20 века, чтобы у ребят возникало желание их прочитать; 21-е задание ЕГЭ по русскому языку помимо пунктуационных правил постановки тире, двоеточия, запятой в сложном предложении знакомит учащихся с разными уголками нашей необъятной страны, и таким образом сквозь призму предмета ученики постигают нашу Россию.

У учителя сегодня организующая роль, он должен обучать учеников самостоятельному решению проблемных задач, от решения которых зависит прочность знаний, организовывать диалог, поиск и т.п., то есть делать все то, что сработает на личностные результаты обучения и сформирует нравственно зрелую личность.

 

Заведующий кафедрой гуманитарного образования

С.Г. Малярова