Рособрнадзор представил мероприятий по оценке качества образования

08 июля 2024
Подразделения: Отдел информационно-аналитической работы

Проведение мероприятий по оценке качества образования и новые подходы к этой оценке стали основной темой организованной Рособрнадзором Летней конференции по оценке качества образования.

Открывая конференцию, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев отметил, что "цель вхождения России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования была достигнута досрочно". Несмотря на прекращение участия российских школьников в международных сопоставительных исследованиях качества образования ежегодно аналогичная оценка проводится отечественными специалистами. «У нас наработан хороший опыт, позволяющий делать расчеты с высокой точностью», – отметил руководитель Рособрнадзора.

Он рассказал, что осенью 2024 года планируется апробировать новый оценочный инструмент – индекс качества общего образования РФ. Он будет включать 69 показателей по 3-м направлениям: образовательные результаты, кадровый потенциал и образовательная среда.

Директор Росаккредагенства Наталья Алтыникова подробно рассказала о показателях нового индекса. «Индекс качества образования  это цифра, которая будет формироваться из совокупности баллов, набранных за каждый показатель. Наибольший вес мы дали показателям, связанным с образовательными результатами», – сообщила она. Результаты индекса качества образования будут интерпретироваться в разрезе страны, регионов, муниципалитетов и образовательных организаций. Первая апробация показателей индекса уже проведена во Владимирской области.

Анзор Музаев особо остановился на проведении оценочных процедур в новом учебном году. Он напомнил, что постановлением Правительства РФ утвержден перечень мероприятий по оценке качества образования, которые проводятся на федеральном уровне. Ежегодно каждый школьник или обучающийся в организациях СПО будет принимать участие не более, чем в 1-м таком мероприятии: если школа участвует в национальном исследовании качества образования (НИКО), то обучающиеся этой же параллели не будут писать всероссийские проверочные работы (ВПР).

Руководитель Рособрнадзора напомнил, что с целью сокращения количества контрольных работ, проводимых в школах, с нового учебного года запрещено проведение муниципальных оценочных мероприятий, на которые приходилось до 40 % общего числа всех контрольных, а региональные оценочные процедуры могут проводиться только по согласованию с Рособрнадзором. Он подчеркнул, что региональные контрольно-надзорные органы должны строго отслеживать выполнение данного решения, а также исполнение требований нормативно-правовых актов по ограничению бюрократической нагрузки на педагогов.

Заместитель руководителя Рособрнадзора Евгений Семченко в своем выступлении подробно остановился на теме проведения ВПР в школах. Он отметил, что региональные органы управления образованием могут принять решение о проведении ВПР в особом порядке, но он должен быть предварительно согласован с Рособрнадзором.

Евгений Семченко подчеркнул, что недопустимо устанавливать единый день проведения ВПР на уровне муниципалитета или региона, а также определять форму проведения ВПР (компьютерную или на бумажном носителе). Эти решения каждая школа должна принимать индивидуально, исходя из своих возможностей и удобства. Для школ при проведении ВПР недопустимо выходить за рамки учебных занятий (проводить ВПР после уроков или в каникулярное время), приобретать бумагу и картриджи для печати заданий ВПР за счет родителей или учителей, заставлять родителей приобретать сборники по подготовке к ВПР, передавать варианты ВПР для предварительного прорешивания учителям и последующей передачи ответов обучающимся.

Директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Владимир Старичков рассказал о результатах проведенных ВПР и НИКО. ВПР в настоящее время является наиболее массовой оценочной процедурой в российском образовании. В ВПР для школ весной 2024 года приняли участие около 8,5 миллионов обучающихся, в ВПР СПО осенью 2023 года – около 1,4 миллиона обучающихся.

Он отметил, что в оценочных процедурах в образовании планируется сохранить фокус на развитие функциональной грамотности. Повышенное внимание планируется уделить развитию естественно-научной грамотности, появятся и дополнительные направления, например, финансовая грамотность. В настоящее время ФИОКО ведется планомерная работа по созданию отечественного банка заданий для оценки функциональной грамотности. Еще 1-м приоритетным направлением работы останется оценка воспитательных результатов обучения.

Участники конференции также обсудили вопросы профилактики деструктивного поведения школьников, интерпретацию результатов ЕГЭ и ОГЭ для целей развития региональных систем образования и школ, новые подходы к формированию перечня школ с низкими образовательными результатами и другие вопросы.