Кто в большей степени несет ответственность за развитие школьников? Ожидания родителей и учителей расходятся. Родители, как правило, не ожидают от школы умения применять свои знания (26,6% против 47,3%), но при этом уверены, что за мотивацию отвечает школа (70,2% против 53,4%). Это показал опрос, посвященный изучению навыков и компетенций 21 века, который совместно провели Институт образования НИУ ВШЭ, корпорация «Российский учебник», благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее» и Московский городской университет (МПГУ).
Всего было опрошено 4 500 учителей в 85 регионах страны. Респондентов просили ответить на вопросы:
• Школа – семья: кто даст навыки 21 века?
• Каковы задачи учителя и ученика?
• Что делать на уроке? Какова атмосфера?
• Совпадают ли ожидания школы и семьи?
Эксперты отмечают, что с точки зрения ориентации на навыки 21 века различия между поколениями сильнее, чем между предметами. Навыки 21 века ближе учителям старшего поколения. Так, утверждение, что «для учителя хорошо выполнить свою работу – это научить критически мыслить, учиться самостоятельно» поддержала только половина (50%) педагогов моложе 35 лет; в среде тех, кто старше 50 лет эта цифра значительно больше – 72%. Молодые учителя более ориентированы узко на знания.
В целом, ожидается, что именно школа должна прививать умения хорошо излагать свои мысли (89,3%), давать знания по основным предметам (81,1%), поддерживать желание охотно учиться (53,4%) и отличать правду от вымысла (53,4%). Семья должна учить уважительно относиться к другим людям (88,1%), быть ответственным гражданином (77,3%), планировать свое время и расставлять приоритеты (56,5%), находить общий язык и работать с разными людьми (46,8%).
Начальная школа более ориентирована на навыки 21 века. Учителя начальных классов отмечают важность научить учеников общаться и разрешать конфликты (38,9%). Чаще остальных дают задания, которые ученики выполняют в парах или небольших группах (70,7%), и стараются, чтобы ученики сами анализировали и оценивали свои достижения (58,0%). Гражданское воспитание остается за историками (47,6%), учителями технологии (38,2%), музыки (37,8%) и ИЗО (37,6%).
При этом, выбирая учебник школьные педагоги руководствуются наличием разноуровневых заданий (57,3%), насколько он подходит для самостоятельной работы учеников и класса (48,8%), наличие у УМК дополнительных цифровых сервисов (47,5%) и нестандартность заданий (47,3%).