Руководитель: Кузнецова Т.В., к.п.н., заведующий кафедрой развития общего образования ТОИПКРО
В рамках секции № 2 «Подходы к организации исследовательской деятельности младших школьников» IX Межрегиональной научно-практической конференции «Организация исследовательской деятельности детей и молодежи: проблемы, поиск, решения» были обсуждены новые направления в организации исследовательской деятельности младших школьников в урочном и внеурочном образовательном пространстве, обсуждались ресурсы и возможности ИКТ в организации проектно-исследовательской деятельности с целью формирования экологического мировоззрения обучающихся.
Педагоги обозначили ряд современных проблем в реализации исследовательской деятельности младших школьников. В частности, случаи отсутствия учета возрастных особенностей младших школьников при организации исследовательской деятельности, сворачивание пропедевтического этапа (навыки исследователя необходимо формировать поэтапно и планомерно).
Опыт по решению данной проблемы был представлен учителями начальной школы: Картавченко Татьяной Александровной (МКОУ «Высокоярская СОШ»), Осиповой Еленой Владимировной, Ведерниковой Марией Ивановной (МАОУ СОШ №19 г.Томска), Пастуховой Еленой Ивановной, Шейн Ириной Николаевной (МАОУ КСОШ № 2 с. Кожевниково). Корацуба Ольга Владимировна, ведущий методист издательства «Просвещение» г. Москва, представила ресурсы УМК «Перспектива» для формирования исследовательских компетенций младших школьников начиная с 1-го класса.
Одной из технологий, способствующей формированию проектных и исследовательских умений является проектная деятельность, ресурсы которой были представлены Архиповой Викторией Николаевной, учителем начальной школы №2 с. Кожевниково, Головастиковой Татьяной Михайловной, учителем начальных классов МБОУ прогимназия «Кристина» г. Томск, Нагорновой Мариной Анатольевной, учителем МАОУ гимназия № 26 г. Томск.
Ходырева Наталья Александровна, учитель начальных классов МБОУ лицей № 15. г. Кемерово представила опыт реализации проектной деятельности во внеурочной деятельности.
По итогам работы секции участниками были выбраны 3 лучших докладчика:
- Нагорнова Марина Анатольевна, учитель МАОУ гимназия № 26 г. Томск, тема доклада «Подходы к организации исследовательской деятельности младших школьников».
- Максименко Елена Германовна, учитель начальных классов МАОУ «Кожевниковская СОШ №2». Тема доклада: «Подходы к организации исследовательской деятельности младших школьников».
- Шейн Ирина Николаевна, учитель начальных классов МАОУ «Кожевниковская СОШ №2».
В секции приняло участие 31 педагог. Из них:
- г. Кемерово – 1,
- г. Москва – 1,
- г. Томск – 9,
- г. Северск – 1,
- Асиновский район – 1,
- Бакчарский район – 1,
- Кожевниковский район – 9,
- Колпашевский район – 1,
- Каргасокский район – 3,
- Первомайский район – 2,
- Томский район - 2