Курс посвящен изучению возможностей применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в школе. Курс рассчитан на широкую целевую аудиторию: от учителей с большим педагогическим стажем до студентов педагогических вузов. Основная цель курса — ознакомление пользователей с новыми технологиями в школьном образовании.
Новые технологии существенно расширяют возможности учителя и требуют внесения корректив в организацию образовательного процесса. Изучение новых инструментов, знакомство с лучшими практиками и отработка навыков в процессе выполнения заданий позволят пользователям внедрить передовые технологии в собственную педагогическую деятельность.
Формат
В состав курса входят:
- видео-лекции продолжительностью 5-10 минут;
- материалы для самостоятельного изучения пользователями;
- анимационные ролики и видеосюжеты из школ, применяющих смешанное обучение.
Курс рассчитан на 5 недель, учебная нагрузка на пользователя – 2-3 астрономических часа в неделю, куда входят 1-1,5 часа видео и 1-1,5 часа для самостоятельной работы пользователей.
Видео-лекции сопровождаются вопросами по изученному материалу. Разделы сопровождаются творческими заданиями на отработку полученных навыков.
В конце курса пользователи выполняют Итоговый тест, включающий вопросы по всем изученным темам.
Информационные ресурсы
- Эдгар Фор Учиться быть (на англ.языке). http://unesdoc.unesco.org/images/0000/000018/001801e.pdf
- Жак Делор «Образование: сокрытое сокровище»https://www.ifap.ru/library/book201.pdf
- ЮНЕСКО Всемирный доклад по мониторингу «Образование для всех 2000-2015гг: Достижения и вызовы» http://unesdoc.unesco.org/images/0023/002325/232565R.pdf
- Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 432 с. ( http://pedlib.ru/Books/6/0461/index.shtml?from_page=334)
- Ги Лефрансуа Прикладная педагогическая Психология. Психология для учителя. СПб: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003
- Б.Ф.Скиннер и бихевиоризм http://www.skinner.psy4.ru/index.htm
- Уточненная таксономия Блума: http://www.intel.ru/content/dam/www/program/education/emea/ru/ru/documents/project-design1/thinking-skills/bloom-taxonomy.pdf
- Дж. Брунер. Торжество разнообразия: Пиаже и Выготский http://www.psychology-online.net/articles/doc-663.html
- Воронкин А.С. «Философия психолого-дидактических концепций обучения в информационном обществе» http://cyberleninka.ru/article/n/filosofiya-psihologo-didakticheskih-kontseptsiy-obucheniya-v-informatsionnom-obschestve
- Е.И.Соболева «Применение принципов коннективизма в реальной учебной ситуации» http://ntk.kubstu.ru/file/937
- Холодная М.А. Психология интеллекта: Парадоксы исследованияhttp://www.ipras.ru/cntnt/rus/media/on-layn-bibliote/knigi1/holodnaya_1.html (текст книги полностью http://www.studfiles.ru/preview/3397110/)
- С.И. Гессен. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. М: «Школа Пресс» 1995
- Бордовская Н., Реан А. Педагогика Глава III. Образование и культура. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Bordo/03.php
- Мартынова М.В. Интегрированное обучение.Педагогические технологии. Типы и формы интегрированных уроков. Методические рекомендации. http://ido.tsu.ru/ss/?unit=199&page=592
- Интернет-ресурс Психологос. Энциклопедия практической психологии. Школьное обучение: соперничество и сотрудничество. http://www.psychologos.ru/articles/view/shkolnoe_obuchenie
- Интернет-ресурс Pedsovet.su. Восемь идей нестандартных уроков. http://pedsovet.su/publ/164-1-0-4491
- Кравченко, А. И. Культурология/ А. И. Кравченко: учеб.пособие для вузов 4-е изд — М Академический Проект http://yanko.lib.ru/books/cultur/platonova-culturology-8l.pdf
- В. В. Рубцов, Т. Г. Ивошина «Проектирование развивающей образовательной среды школы» http://psychlib.ru/mgppu/RPr/RPr-001.htm
Программа курса
Раздел I. Введение
- Изменение философии образования;
- Современная педагогика. Тенденции развития;
- Учебная культура и её формирование;
- Понятие «Информационные и коммуникационные технологии».
Раздел II. Проектирование учебного процесса с использованием ИКТ
- Общие принципы и условия применения ИКТ;
- Определение способов оценки деятельности учащихся;
- Структура современного урока;
- Подходы к проектированию урока;
- Развитие профессиональной компетенции учителя в информационно-образовательной среде;
- Оценка готовности к использованию ИКТ в учебном процессе;
- Анализ существующих ресурсов и соотнесение их с конкретными фрагментами уроков;
- ОШ как инструмент ИКТ.
Раздел III. Применение смешанного обучения в процессе использования ИКТ
- Нормативно-правовые аспекты организации электронного обучения;
- Понятие «смешанное обучение»;
- Предпосылки, проблемы, преимущества СО;
- Модели СО;
- Проектирование учебного процесса с использованием СО;
- Методы повышения эффективности групповой работы;
- Подготовительная работа с учениками;
- Разработка эффективной среды обучения;
- Управление обучением.
Результаты обучения
В результате освоения курса «Информационные и коммуникационные технологии в учебной деятельности» обучающийся способен:
Умения:
- Определять ИКТ инструменты
- Анализировать практику в соответствие с трендами
- Определять цели и принципы обучения
- Выбирать средства оценивания
- Использовать и адаптировать шаблоны планов
- Диагностировать готовность всех участников процесса к СО
- Определять, что является/не является СО
- Организовать процесс формирования учебной культуры СО
- Проектировать учебный процесс СО
Опыт:
- Анализ соответствия личной практики трендам
- Проектирование учебной среды с использованием ИКТ
- Проектирование учебного процесса СО
- Организация процесса формирования учебной культуры СО