В настоящее время тема наставничества в образовании является одной из центральных в нацпроекте «Образование» (включая федеральные проекты «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Учитель будущего»). Этой теме были посвящены и КПК «Наставничество как эффективный способ развития педагога в образовательной организации», организаторам которых выступил Центр организационно-методической работы ТОИПКРО.
- Чем на практике обусловлена актуализация проблемы наставничества?
- Что именно делает наставник и что отличает его деятельность от любого другого вида деятельности?
- Какие условия должны быть созданы, чтобы институт наставничества эффективно функционировал и развивался?
Задача этих курсов была — дать ответы на вышеуказанные вопросы, а также осветить другие сопутствующие аспекты, например, как может выглядеть типология наставников в образовании и с какими рисками сопряжено «введение» наставничества в систему образования.
Изучив опыт томских школ, став участниками форсайт- сессии «Наставничество в образовании: смыслы и действия», слушатели курсов пришли к нескольким выводам:
1. Возникает необходимость в посреднике между растущим человеком и миром (представленным множеством локальных социальных и образовательных сред). В качестве такого посредника и выступает наставник.
2. Наставничество — это не цель, а средство. Нужно отчетливо понимать, для каких целей это средство подходит (и как именно его использовать), а для каких целей не подходит.
3. Наставничество — это практика, которая (как и большинство образовательных практик) не внедряется, а взращивается. Взращивается на определенном уровне образовательной культуры, социального доверия, гражданской активности. Прийти к полноценной системе образовательного наставничества, «перепрыгнув» через эти ступени, вряд ли возможно.
Дальнейшая работа обученных в период обучения на КПК координаторов по наставничеству будет продолжена в рамках деятельности Региональной школы наставников.
Ефремов В.С., заведующий ЦОМР ТОИПКРО