С 1 сентября 2023 года все российские школы перешли на отечественное программное обеспечение (ПО)— это одно из самых масштабных изменений в сфере образования за последнее десятилетие. Почти 30 миллионов школьников и более миллиона учителей оказались в новых условиях, где привычные Microsoft Office и Windows заменили российские аналоги. Перестроиться было непросто, особенно без достаточной методической поддержки, однако вместе с трудностями этот процесс открыл и новые возможности для всей системы образования.
Первые нажатия
Эксперименты с альтернативными операционными системами и офисными пакетами начались еще в середине 2010-х. В ряде школ инициативные учителя и IT-специалисты тестировали Linux и российские офисные программы, но чаще всего это были точечные решения.
«В моем классе мы начали работать с Linux в 2012 году, — вспоминает Анатолий Архипов, бывший учитель информатики из Новосибирска. — По большей части это была моя инициатива. Я совмещал преподавание с обязанностями системного администратора, поэтому мне было интересно. Руководство школы не возражало, а у учеников появился интерес. Больше всего хлопот доставляли принтеры — настраивали их вместе со старшеклассниками за хорошие оценки в четверти».
В 2018 году Минпросвещения запустило пилотные проекты в нескольких регионах, в рамках которых школы тестировали российские офисные пакеты и операционные системы. Опыт оказался полезен, однако массовым внедрение отечественного ПО стало лишь в 2023 году, когда альтернативы превратились в обязательное требование.
Когда альтернатива стала обязательной
Переход на российское ПО потребовал от учителей и администрации школ полного пересмотра методических материалов, а от учеников — адаптации к новым интерфейсам. Привычные инструменты перестали быть доступными, и далеко не все педагоги оказались к этому готовы.
«Каждый учитель должен подготовить программу на год для каждого класса — у меня все хранилось в таблицах в альбомном формате. Когда открыла файл прошлого года в новой программе, часть данных просто пропала, — рассказывает Ирина Кравченко, учитель музыки из Ростова-на-Дону. — Несколько дней ушло на то, чтобы во всем разобраться. Помогал и сын, но даже ему сначала было непросто».
Ученики столкнулись с похожими сложностями: стали привычными ситуации, когда для надежности сохраняют документы в нескольких форматах сразу, чтобы гарантированно открыть их на любом компьютере.
Понимая все эти проблемы, государство и разработчики начали активнее помогать школам. Стали проводиться вебинары, распространяться инструкции и методические рекомендации. В частности, разработчики «Р7-Офис» — одного из крупнейших поставщиков российского офисного ПО — не только передавали лицензии, но и проводили обучение педагогов.
«Даже если изменения внешне незначительные, для учителя новое ПО — это стресс, — отмечает Антон Мостовой, заместитель генерального директора АО «Р7». — Поэтому мы сделали упор на поддержку: организовали курсы, отвечали на вопросы, помогали с переходом. Если сопровождать школы с самого начала и вести диалог, серьезных трудностей не возникает».
Государственная поддержка и роль отечественных компаний
Сейчас все больше специалистов сходятся во мнении, что без системной помощи со стороны государства и без четкого закрепления новых программ в учебниках и ФГОС переход остается сложным процессом. Учителям нужна не просто разовая консультация, а долговременная поддержка: наличие учебных пособий, методических материалов, а также регулярные курсы по повышению квалификации.
«Важно, чтобы в учебниках и другой образовательной литературе были понятные инструкции о работе с российскими программами, — говорит Ренат Лашин, исполнительный директор Ассоциации разработчиков программных продуктов «Отечественный софт». — Учителя не должны оставаться один на один со сложностями при переходе на новое ПО. Чем подробнее и раньше их обучить, тем проще и быстрее будет идти адаптация. Кроме того, участники нашей ассоциации постоянно обмениваются экспертизой и лучшими практиками, что помогает в работе со школами, позволяет учебным заведениям легче переходить на отечественные решения. Мы видим, что при правильной поддержке и дети, и педагоги осваивают отечественные программы зачастую даже быстрее, чем они освоили бы их иностранные аналоги».
Привыкли быстрее, чем ожидали
Спустя полгода после массового внедрения многие учителя отмечают, что школьники адаптировались куда быстрее, чем преподаватели. А выпускники, которые поступают в вузы, теперь наоборот иногда теряются при столкновении со знакомыми некогда программами Microsoft.
«Когда на первом курсе университета я снова увидел Microsoft Office, я даже растерялся, — признается Владислав, студент НИУ ВШЭ. — Я не пользовался им несколько лет, и мне казалось, что в вузе тоже должно быть отечественное ПО».
К 2033 году не останется ни одного школьника, который бы использовал Microsoft Office и Windows во время учебы. По мнению экспертов, это также означает повышение уровня безопасности и развитие цифровой инфраструктуры школ, включая защиту данных.
«Игнорировать вопросы безопасности нельзя: нужно защищать даже те сведения, которые кажутся несущественными, например оценки учеников или методические материалы. Если же при использовании небезопасных иностранных аналогов произойдет утечка данных, школа может столкнуться с серьезными штрафами. Главное — продолжать методологическую поддержку, чтобы учителя не оставались один на один со своими вопросами, будь то изучение отечественных программ или повышение общей цифровой грамотности», — отмечает Антон Мостовой.
Сегодняшний опыт показывает: когда учителя получают всестороннюю помощь в освоении новых инструментов, переход на отечественное ПО идет значительно легче. А дополнительные усилия государства, прописанные в учебниках и ФГОС, закрепят этот успех и позволят российскому образованию сделать еще один шаг вперед.
https://ug.ru/kak-uchitelya-i-shkolniki-perehodili-na-rossijskie-programmy/