III Всероссийский форум образовательных практик 2018 года для учителей иностранного языка и педагогов-инноваторов стал событием года. Направление Форума «Иноязычное образование. Сотворчество» включал десять ярких пространств для обучения и профессионального вдохновения педагогов.
01 ноября 2018 года мотивирующим началом для педагогических работников послужила интерактивная лекция «Демистификация проблемы одаренности и творчества» Сергея Юрьевича Степанова, доктора психологических наук, профессора общеинститутской кафедры психологии образования Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГП. Новые смыслы и подходы к обучению в современной школе поэтапно открывались участникам в ходе педагогической мастерской С.Ю. Степанова «Рефлексивные и полилогические технологии организации сотворческого взаимодействия педагога и детей» и рефлексивной сессии «Сотворчество в образовании: риски и перспективы» (всего 97 участников).
Сергей Юрьевич познакомил участников с результатами научных исследований о дивергентном мышлении и его динамике в школе, представил анализ лонгитюдных исследований интеллекта, одаренности и успешности. Так, например, согласно теории «интеллектуального порога» Е. Торренса, если IQ ниже 115-120, то интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 креативность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом. Но есть интеллектуалы с низкой креативностью. Соответственно, обогащение образовательных программ с целью развития одаренности может осуществляться с помощью следующих стратегий:
1- помочь всем учащимся соприкоснуться с новыми темами, идеями, областями знаний, которые обычно не затрагиваются в традиционном школьном обучении. Цель – выявление и развитие интересов, которые определят выбор обогащения второго типа.
2- на основе групповых занятий формирование умений и навыков, без которых невозможна реализация интересов. Дети (с высоким интеллектом) избегают однообразной работы, которая необходима для формирования навыков и умений. Цель – развитие познавательных и эмоциональных процессов и способностей.
3- развитие креативных и познавательных потребностей детей. Цель – развитие самостоятельной исследовательской и художественной активности в соответствии с ранее проявившимися склонностями. Одаренные дети весьма болезненно воспринимают бесполезную работу «в ящик». Сверхзадача учителя — помочь им найти, как претворить в жизнь результат самостоятельной работы.
Неразрешимая проблема психологии и педагогики одаренности – как учить и воспитывать одаренных и, так называемых, сложно обучаемых детей – может преодолеваться на основе одаривающей педагогики сотворчества. На современном этапе педагогика сотворчества выступает альтернативой технотронному прогрессу и дегуманизации. Научными истоками выступают гуманистическая философия и методология Н. Бердяева, М.М. Бахтина, Г.С. Батищева, В.С. Библера и др., а также культурно-деятельностный подход в психологии Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова, С.Ю. Степанова. Теоретические и практические аспекты педагогики сотворчества томские учителя осваивают в рамках Федеральной инновационной площадки (ФИРО). Поэтому вторая часть сессий Сергея Юрьевича Степанова проходила в формате дискуссии с непосредственными участниками площадки, педагогами-инноваторами. Проектная группа педагогов под руководством Печерица Э.И., научного руководителя федеральной инновационной площадки, представила результаты инновационных практик. Сергей Юрьевич организовал взаимодействие участников в формате освоения новых сотворческих технологий: композиция зон развития, полипленум, коктейлирование, рефлексивно-образные инверсии.
Учителя, заинтересованные в олимпиадном движении, высоко оценили мастер-класс ведущего спикера Алексея Васильевича Конобеева, к.пед.н., главного редактора издательства «Титул», члена жюри регионального этапа ВСОШ (г.Москва), по теме «Развитие школьников и подготовка к олимпиадам по английскому языку: приемы и средства» (всего 58 участников). Алексей Васильевич – великолепный лектор, в увлекательной дискуссии познакомил учителей с эффективными стратегиями выполнения олимпиадных заданий по английскому языку, особенностями устного этапа. Такие встречи с ведущими экспертами и методистами играют большую роль в профессиональном развитии педагогов относительно практических приемов подготовки к олимпиаде, типичных затруднений и ошибок. А.В. Конобеев обратил внимание на то, что для выполнения олимпиадных заданий требуется быстрое и оригинальное мышление, опыт выполнения международных тестов. Эти компетенции характерны для детей, имеющих повышенные способности к изучению иностранного языка. На уроке английского языка олимпиадные способности могут развиваться с помощью специальных социокультурных и коммуникативных заданий. Алексей Васильевич познакомил учителей с дополнительными ресурсами и учебно-методическими пособиями для подготовки обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку.
Игровой метод обучения иностранным языкам считается одним из самых эффективных способов взаимодействия учителя с младшими школьниками. Поэтому тема «Развивая навыки детей, играя» спикера Покидовой Анастасии Дмитриевны, учителя английского языка высшей квалификационной категории, МОУ Хорошовская СОШ, г.Москва, автора пособия «Английский язык. Диагностические материалы.4 класс», издательства «Просвещение» привлекла внимание учителей (всего 49 участников). По мнению Анастасии Покидовой, слово «игра» вызывает позитивные ассоциации и у детей, и у взрослых. Игра позволяет снять усталость, предотвратить умственные перегрузки учащихся и одновременно решить важные педагогические задачи, например, по изучению и расширению лексики: «морской бой», «Bang!», «Name 3». Играя на семинаре, педагоги убедились на практике, что изучение иностранного языка можно сделать увлекательным с помощью простых и, казалось бы, очевидных приемов! На втором авторском семинаре по теме «Методика работы с текстом на уроках английского языка в средней школе на основе УМК издательства «Просвещение» А.Д. Покидова познакомила участников с принципами работы: проведение в режиме дефицита времени (темп быстрый), организация одноразового чтения про себя, проверка понимания основной информации, исключение перевода на родной язык. Учителя практиковали новые приемы обучения чтению «Круги контраста», «Концептуальное колесо», «Кластер» и другие. Участникам было особенно интересно познакомиться с опытом московских коллег, который представила Анастасия Дмитриевна в форме игровых практик.
Семинар Ирины Анатольевны Тюменцевой, методиста по иностранным языкам Корпорации "Российский учебник" по теме «Возможности использования ресурсов образовательной платформы LECTA, электронной формы учебников (ЭФУ) в работе учителя иностранного языка» проходил в компьютерном классе Академического лицея, поэтому каждый участник познакомился с ресурсами и методиками непосредственно за персональным компьютером (всего 25 чел.). Учителя изучили бесплатные ресурсы для быстрого доступа к тренажерам и контрольным материалам Всероссийских проверочных работ, освоили стратегии выбора оптимальной модели использования ЭФУ на уроке, применения тренажеров ЭФУ для организации самопроверки и рефлексии обучающихся, создания собственного образовательного продукта.
Мастер-класс Емельяновой Ю.О., учителя иностранного языка МБОУ "СОШ №5" г.Колпашево собрал тех, кому интересны современные цифровые технологии и возможности их использования в образовательном процессе (всего 48 участников). Юлия Олеговна познакомила участников семинара с относительно новым понятием "медиапедагог", рассказала о том, как можно реализовать себя в этом качестве учителю любой предметной области. Далее участники приступили к освоению очень удобных цифровых инструментов, которые помогают учителям и ученикам. Всех без исключения заинтересовали программы для проведения интерактивных опросов Kahoot и Plickers: благодаря современным технологиям скучные опросы превращаются в увлекательное действие, а программа снабжает учителя полной статистикой по выполненным заданиям по каждому ученику. Практически своими руками участники создали объекты дополненной реальности, узнали, в какой программе их можно создавать и продуктивно использовать. А чтобы убедиться, что работа с подобными объектами может быть интересной и познавательной, участники семинара посоревновались в командах, выполняя простые задания с использованием QR кодов. Много вопросов вызвало сообщение Емельяновой Ю.О. о возможностях использования ресурсов социальных сетей для реализации международных проектов на уроках иностранного языка. Для некоторых стало открытием, что популярные ресурсы имеют специальный функционал для образования. Мастер-класс проходил в компьютерном классе, поэтому каждый участник смог не только послушать, но и, что особенно важно, поработать с представленными ресурсами, скачать и апробировать приложения для мобильных телефонов. На прощание педагоги поработали все вместе на виртуальной доске Lino.it и оставили на ней свои отзывы о посещенном мероприятии с обещанием все попробовать применить на своих уроках.
Форум завершился. Но он подарил импульс сотворческого профессионального общения, который поведет к новым высотам педагогического мастерства, взаиморазвития учителя и ученика.
Модератор направления «Иноязычное образование. Сотворчество» Печерица Э.И., к.пед.н., доцент кафедры гуманитарного образования ТОИПКРО