Шрифт
Цвета
Изображения
Выключить
arrow_upward
Версия для слабовидящих людей remove_red_eye
menu

Развитие системы профильного обучения в Томской области: состояние, проблемы, перспективы

Изображение к новости

22 августа 2018 года в рамках Томского августовского образовательного салона была организована работа дискуссионной площадки «Развитие системы профильного обучения в Томской области: состояние, проблемы, перспективы», в которой приняли участие 30 человек: педагоги, работающие в профильных классах, руководители и заместители руководителей образовательных организаций Томской области, специалисты органов местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, Шаманина О.В., заместитель начальника Департамента труда и занятости населения Томской области, Мелентьева А.Н., начальник Управления нового набора студентов СибГМУ. Ведущий дискуссионной площадки - Плотникова Н.Н., доцент кафедры дошкольного, начального и основного общего образования.

На начальном этапе работы были обозначены положительные стороны развития системы профильного обучения в Томской области, сделан акцент на проблемы, возникающие в образовательных организациях, реализующих профильное обучение. Присутствующие на дискуссионной площадке приняли активное участие в обсуждении текущего состояния профильного обучения в Томской области, целей и задач профильного обучения.

Плотникова Н.Н. представила результаты регионального мониторинга, который был проведен в мае 2018 года. Был сделан акцент на обновление содержания и модели региональной системы профильного обучения в условиях введения ФГОС СОО в 2018-2019 учебном году.

Результаты мониторинга профильного обучения показали, что наиболее востребованными среди обучающихся являются следующие профили: физико-математический, химико-биологический, социально-экономический, социально-гуманитарный, гуманитарный, универсальный.

С учетом вызовов федерального уровня в области образования, представленных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», и региональной стратегической линии социально-экономического развития области, приоритетными направлениями профильного обучения являются естественнонаучный и технологический профили.

Анализ, предоставленный образовательными организациями Томской области, показал, что не в полной мере учитываются потребности региона.

Шаманина О.В., заместитель начальника Департамента труда и занятости населения Томской области, рассказала о состоянии рынка труда и занятости в Томской области: демографических трендах Томской области, уровне безработицы, обозначила отрасли региона, которые нуждаются в квалифицированных специалистах (медицина, обрабатывающая промышленность, IT – технологии, пищевая промышленность, специалисты рабочих профессий). В Томской области по состоянию на 01 января 2017 года проживает 1 078, 9 тысяч человек. Каждый 8-й житель региона старше 65 лет (12,3 %). 59% населения – трудоспособное население, 22% - старше трудоспособного возраста, 19% - моложе трудоспособного возраста. Уровень безработицы в регионе понижается. Однако 7 245 человек – безработные, из них 9% предпенсионного возраста, 18% молодежь (16-29 лет). презентация

Плотникова Н.Н. представила перспективы открытия новых профильных классов в сотрудничестве с вузами, основные направления Концепции профильного обучения на территории Томской области. Учитывая новые задачи, стоящие перед системой общего образования, разработана Концепция профильного обучения на территории Томской области до 2022 года. Данная Концепция предполагает реализацию модели сетевой организации профильного обучения и открывает принципиально новые возможности для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования и выбора жизненного пути. презентация

Определены количественные показатели реализации профильного обучения на территории Томской области до 2022 года. Согласно данным показателям произойдет увеличение количества образовательных организаций, реализующих профильное обучение. В рамках сетевой модели профильного обучения в каждом муниципалитете появится базовая школа по реализации профильного обучения. Охват обучающихся естественнонаучного и технологического профилей составит 25% от общего количества выпускников. Предполагается увеличение доли выпускников, сдающих ЕГЭ по профильным предметам до 75%. А также увеличение доли обучающихся, получивших высокие баллы по результатам ЕГЭ до 35%.

В рамках реализации Концепции в 2018-2019 учебном году запланировано открытие новых профильных классов.

Медицинские классы появятся в 4 образовательных организациях Томской области (МАОУ «Сибирский лицей», МАОУ школа «Перспектива», МБОУ СОШ № 198 г. Северск, МАОУ СОШ № 4 г. Асино). Основная задача классов подготовить абитуриентов для Сибирского государственного медицинского университета, имеющих глубокие знания по профильным предметам и успешно сдавших ЕГЭ. Планируется тесное сотрудничество школ и Сибирского государственного медицинского университета.

     IT – классы будут функционировать в МАОУ Лицей №1 г. Томска, МБОУ Лицей при ТПУ, ТФТЛ. IT – классы были в региональной системе профильного обучения. Предстоит изменить содержание профильного обучения в данных классах и увеличить количество внешних партнеров для реализации профильного и профориентационного направлений обучения в данных профильных классах. Аэрокосмокласс откроется в МБОУ Академический лицей им. Г.А. Псахье.

Второй год на базе МБОУ «Мирненская СОШ» Томского района в рамках технологического профиля действует Агрокласс.

     Василевская М.Н., директор МБОУ «Мирненская СОШ» Томского района представила опыт работы по созданию агрокласса на базе школы в сотрудничестве с Томским аграрным колледжем. В рамках данного класса старшеклассники углубленно изучают предметы агропрофиля: экономику, экономическую географию, агрономию, животноводство, механизацию сельского хозяйства, развитие КФХ в Томской области, проектную деятельность – бизнес проекты, правоведение в сфере сельского хозяйства. В рамках профиля была организована летняя аграрная школа в сотрудничестве с предприятиями и организациями: ООО «Томское молоко», ООО «Межениновская птицефабрика», ООО «Горзеленхоз», Центр занятости населения г. Томска и Томского района, Департамент по социально –экономическому развитию села» Томской области, РАНГХиКС, Томский аграрный колледж. В школе в рамках внеурочной деятельности в 5-7 классах организован предпрофиль: класс МЧС, класс МВД, военно-медицинский класс. презентация

Бродская И.К., куратор предпрофильной подготовки и профильного обучения в г. Северске, учитель истории МБОУ «СОШ № 198» г. Северска, представила модель сетевого взаимодействия образовательных организаций г. Северска в рамках биолого-химического профиля. Рассказала об организации работы, о нормативной базе, о работе с родителями, об организации учебного процесса в рамках профиля. Познакомила с результатами работы профильного сетевого класса. Средний балл по результатам ЕГЭ (биология, химия) в профильном сетевом классе выше среднего балла по г. Северску и Томской области. Ежегодно на бюджетные места в вузы по профилю поступают 85-100% выпускников профильного сетевого класса. презентация

На заключительном этапе участники дискуссионной площадки сформулировали свои предложения по развитию профильного обучения на территории Томской области в формате открытой приемной «Моё мнение».

Фото мероприятия

Плотникова Н.Н.,  доцент ТОИПКРО