Шрифт
Цвета
Изображения
Выключить
arrow_upward
Версия для слабовидящих людей remove_red_eye
menu

В Минобрнауки рассмотрели новые стандарты для школ

Изображение к новости

Совет по федеральным государственным образовательным стандартам при Минобрнауки большинством голосов одобрил проект стандарта для начальной школы и отправил на доработку стандарт для средней школы.

 

К 28 марта все предложения по доработке должны быть представлены в Минобрнауки. Впервые в стандартах для школы четко прописаны предметные результаты по годам обучения. Например, ученик в 5-м классе должен знать, как пишется «не» с прилагательными; изучить басни Крылова «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Листы и корни» и другие; прочитать «Муму», иметь представление о Древнем Востоке, Древней Греции, Древнем Риме… В 6-м классе положено знать правописание местоимений с «не» и «ни»  употребление числительных в научной речи, прочитать «Тараса Бульбу», «Дубровского»… И так по всем школьным дисциплинам, включая технологию, музыку, физкультуру.

Стандарты по математике разделены на два уровня — базовый и углубленный — и прописаны все требования по классам в зависимости от этого.

«Стандарты носят более детальный, предметный характер, — подчеркнул руководитель департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Андрей Петров. — Все изменения касаются только обязательной части». Он напомнил: проект стандартов появился в июле 2017 года, к его обсуждению проявили интерес более 30 тысяч человек, 7 тысяч сформулировали свои предложения. В обсуждении приняли участие школьники — победители регионального этапа Всероссийской олимпиады и лауреаты конкурса «Учитель года». Единый подход к содержанию даст гарантии доступности образования всем детям независимо от школы и региона: если ты переехал из Москвы в Камышин или из Ростова Великого в Санкт-Петербург, то сможешь быть уверен в том, что программа и содержание учебников будут такими же. Вдобавок можно будет объективно оценивать все школы и учеников, содержание ЕГЭ будет опираться на четкую программу, единую для всех. Если экзамен единый, то и базовая часть знаний должна быть такой же.

Что не устроило некоторых членов Совета? Почему стандарт для средних классов все же ушел на доработку? «Напрягает детальная предметность. Я ничего не имею против Державина, Симонова и Окуджавы, но зная наш административный раж есть опасения потерять вариативность. Классы разные, дети разные, есть инклюзия, как быть с ней?» — высказал свое мнение директор центра образования 109 Евгений Ямбург. (Заметим, двумя днями раньше появилось открытое письмо ассоциации словесников, где они не соглашались с тем, что материал по литературе закреплен строго за определенными классами, а 235 произведений, которые надо прочитать за 5 лет, по их мнению, слишком много). В ответ на это ректор РАНХиГС Владимир Мау подчеркнул: «Усиление предметности — очень важно. К нам приходят студенты, которые могут сделать презентацию, но плохо помнят таблицу умножения». «Документ блестящий, но мои коллеги-гуманитарии считают, что надо еще поработать над ним», — рассказал ректор СПбГУ Николай Кропачев. Еще одно замечание — тексты по ОБЖ и физкультуре превышают объем требований по математике, физике, химии вместе взятым. Есть претензии к разделу «технология». Эксперты сомневаются в том, что все школы сегодня смогут соответствовать стандарту по технологии.