Приказом Минпросвещения России от 28.03.2023 № 213 утверждено положение о Всероссийском конкурсе сочинений 2023 года, который проводится в 2 этапа:
- региональный (прием заявок и конкурсных работ осуществляется до 30 сентября по адресу электронной почты go@edu.tomsk.ru)
- федеральный: 09 октября - 02 ноября.
Учредитель конкурса: Минспросвещения Россиии, оператор: Академия Минпросвещения России.
Региональный оператор: Томский областной институт повышения квадификации и переподготовки работников образования (ТОИПКРО).
Категория участников конкурса: обучающиеся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Российской Федерации, реализующих образовательные программы среднего общего образования, образовательных организаций, являющихся структурными подразделениями Министерства иностранных дел Российской Федерации, всероссийских детских центров.
Конкурс проводится среди 5 возрастных групп: 1-я группа – обучающиеся 4–5 классов; 2-я группа – обучающиеся 6–7 классов; 3-я группа – обучающиеся 8–9 классов; 4-я группа – обучающиеся 10–11 классов; 5-я группа – студенты профессиональных образовательных организаций, обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования.
Документация конкурса:
- Приказ №213 от 28.03.2023 г. "О Всероссийском конкурсе сочинений"
- Положение о Всероссийском конкурсе сочимнений (ВКС) - 2023
- Письмо №03-586 от 30.03.2023 "О проведении Всероссийского конкурса сочинений 2023"
- Приказ №361 о Внесении изменения в пункт 2.1 Положения о Всероссийском конкурсе сочинений 2023 года
- Заявка на участие
- Бланк конкурсной работы
- Образец Согласия на обработку персональных данных (участник 18+)
- Образец Согласия на обработку персональных данных (законный представитель несовершеннолетнего участника)
- Образец Согласия на распространение персональных данных (законный представитель несовершеннолетнего участника)
- Образец Согласия на распространение персональных данных (участник 18+)
Тематические направления конкурса (рекомендации по каждому из тематических направлений конкурса опубликованы здесь):
- «Как утро нужно считать самой лучшей частью суток, как весна – самое прекрасное время года, так детство – самая яркая пора человеческой жизни» (В.А. Солоухин): 2018–2027 годы – Десятилетие детства в России
- «Что может быть честнее и благороднее, как учить других тому, что сам наилучшим образом знаешь...» (Марк Фабий Квинтилиан): 2023 год – Год педагога и наставника
- «Сделать как можно более пользы моему Отечеству – вот единственная цель моей жизни, и к ней-то я должен направлять все свои способности» (К.Д. Ушинский): 200 лет со дня рождения К.Д. Ушинского
- «Он сердцем помнил: береги // Вот эти мирные границы, – // Не раз, как волны, шли враги, // Чтоб о гранит его разбиться» (Н.С. Тихонов): 80-летие полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады
- «Победоносная защита Сталинграда является одним из подвигов, о которых история всегда будет рассказывать с величайшим благоговением…» (Томас Манн): 80-летие победы в Сталинградской битве
- «В результате Курской битвы Советские Вооруженные Силы нанесли врагу такое поражение, от которого фашистская Германия уже никогда не смогла оправиться» (А.М. Василевский): 80-летие победы в Курской битве
- «Надеюсь на море» (девиз И.Ф. Крузенштерна): 220 лет со дня начала первого русского кругосветного плавания под руководством И.Ф. Крузенштерна
- «Голос совести и вера в будущее не позволяют подлинному писателю прожить на земле, как пустоцвет...» (К.Г. Паустовский): юбилеи российских писателей и поэтов в 2023 году
- «Все хорошие книги сходны в одном, – когда вы дочитываете до конца, вам кажется, что все это случилось с вами, и так оно всегда при вас и останется» (Эрнест Хемингуэй): юбилеи литературных произведений в 2023 году
- «Культура – это душа нации» (Д.С. Лихачев): 125 лет Государственному Русскому музею
- «Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение» (А.С. Макаренко): Концепция государственной семейной политики в России на период до 2025 года
Жанры конкурсных работ:
- РАССКАЗ, небольшое повествовательное литературное произведение, содержащее развернутое и законченное повествование о каком-либо отдельном событии из жизни героя, рассказ содержит малое количество действующих лиц, а также, чаще всего, имеет 1 сюжетную линию
- СКАЗКА, эпическое произведение фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел, в сказке ставятся эстетические, моральные, социальные проблемы
- ПИСЬМО, эпистолярный жанр литературы, художественное или публицистическое произведение подлинного или вымышленного характера; обращение автора к определенному лицу с постановкой какого-либо важного вопроса или к широкому кругу читателей с целью привлечения внимания к какому-либо факту или явлению действительности
- ДНЕВНИК, форма повествования, которое ведется от первого лица (реального или вымышленного), девник содержит записи о текущих событиях, представляемых в ;хронологическом порядке; этим обусловлена композиция дневника: разбиение текста на части обусловлено датой произошедшего события; рассказ о событиях всегда ведется от первого лица, выбор темы дневниковых записей определяется личными интересами автора
- ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ, разновидность текста-описания, объектом которого является какая- либо достопримечательность, разновидность очерка, посвященного какому-либо историко-культурному памятнику, в котором в равных долях присутствуют элементы описания, повествования и рассуждения
- ОЧЕРК, в художественной литературе одна из разновидностей рассказа, отличается большей описательностью, затрагивает преимущественно социальные проблемы; публицистический, в том числе документальный очерк излагает и анализирует реальные факты и явления общественной жизни, как правило, в сопровождении прямого их истолкования автором. В основе очерка, как правило, лежит непосредственное изучение автором своего объекта; основной признак очерка — писание с натуры
- РЕПОРТАЖ, жанр журналистики, оперативно сообщающий широкому кругу людей о каком-либо событии, очевидцем или участником которого является автор; в композиции репортажа можно выделить 3 части: 1) экспозиция (краткое описание места, времени, участников события); 2) информационный блок (характеристика события, диалоги с участниками, описание деталей, которые, по мнению автора, наиболее точно отражают суть происходящего); 3) заключительная часть (краткая авторская оценка события, которому посвящен репортаж)
- ИНТЕРВЬЮ, жанр публицистики, представляющий собой беседу интервьюера и интервьюируемого, обменивающихся информацией (взглядами, фактами, сведениями мнениями), представляющей интерес для публики
- СЛОВО, литературное произведение в форме ораторской речи, проповеди или послания; в древнерусской литературе – название произведений поучительного характера, «учительная проза» риторико-публицистического характера; чаще всего «слово похвальное» требовало изустного произнесения, но, создаваясь заранее (в письменном варианте), оставалось в национальной культуре письменным произведением
- ЭССЕ, жанр критики, литературоведения, характеризующийся свободной трактовкой какой-либо проблемы; прозаический этюд, представляющий общие или предварительные соображения о каком-либо предмете или по какому-либо поводу. Главную роль в эссе играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций; выбор темы эссе определяется личным интересом автора
- РЕЦЕНЗИЯ, критическая статья или заметка, в которой содержится критический разбор произведения — художественного, научного, публицистического характера и т. п., — дающий информацию об этом произведении и его оценку; рецензия, оценивающая несколько произведений, объединённых по какому-либо признаку, называется обозрением; предметом рецензии являются информационные явления – книги, брошюры, спектакли, кинофильмы, телепередачи; суть рецензии – выразить отношение рецензента к исследуемому произведению
Рабочим языком конкурса является русский язык – государственный язык Российской Федерации.
Сайт конкурса: https://vks.apkpro.ru/
Распоряжение ДОО ТО и ДПО ТО Проведение регионального этапа, положение