Нечитающий выпускник школы – главный фактор риска современной цивилизации

17:15 12 апреля 2018
Подразделения:
Нечитающий выпускник школы – главный фактор риска современной цивилизации

В рамках регионального этапа Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» 5 апреля 2018 г. состоялась дискуссионная площадка «Нечитающий выпускник школы – главный фактор риска современной цивилизации», в которой приняло участие 50 обучающихся 4-11 классов МБОУ «СОШ № 88» ЗАТО Северск (учитель русского языка и литературы Вершинина Л.М.), МАОУ гимназии № 24 им. М.В. Октябрьской г. Томска (учителя русского языка и литературы Куликова Л.Г., Чеснокова Т.В.), МАОУ лицея № 1 им. А.С. Пушкина г. Томска (учитель русского языка и литературы Хаертдинов М.М.), МАОУ лицея № 8 им. Н.Н. Рукавишникова г. Томска (учитель русского языка и литературы Бурцева Е.В.), МАОУ СОШ № 28 г. Томска (учитель русского языка и литературы Насонова Е.Ю.).

Вёл дискуссию Бакеев Ринат Альфредович, учитель русского языка и литературы МБОУ Академический лицей г. Томска, член Томского регионального отделения учителей литературы и русского языка ООО «АССУЛ».

Цель дискуссии: выработка стратегии решения проблемы отсутствия интереса к чтению у молодежи.

Участники дискуссии должны были выполнить несколько заданий:

1) смоделировать и разыграть ситуацию «родитель – ребёнок» и найти убедительные доводы, чтобы объяснить ребенку, зачем нужно читать художественную литературу;

2) трансляция идей и мнений выдающихся деятелей культуры о чтении: необходимо было выбрать из предложенных высказываний те, которые чем-то затронули, вызвали желание высказаться, затем нужно было выразительно прочитать это высказывание, войдя в роль автора цитаты;

3) представить себя в роли чиновников министерства образования, подготовить дорожную карту по привлечению учеников к чтению: на  ватмане графически оформить этапы с 2018 г. по 2030 г. и публично защитить;

4) завершающий этап – рефлексия. Участникам дискуссии было предложено начало фразы «Чтение для меня – это…». Каждая группа должна была предложить свой вариант окончания этой фразы и обосновать его.

Вот что из этого вышло.

Обучающиеся лицея № 8: Чтение для меня – это ...

1) образ жизни;

2) тысяча жизней в одной;

3) расширение своего сознания и познание себя;

4) расширение кругозора;

5) саморазвитие;

6) увлекательное времяпрепровождение;

7) досуг;

8) развитие критического мышления;

9) возможность соприкоснуться с внутренним миром автора;

10) необходимость;

11) ЦЕЛЫЙ МИР;

12) способ познания мира;

13) способ отвлечься от проблем;

14) развлечение;

14) способ развития, получения информации;

15) изучение истории развития человека.

Обучающиеся МБОУ «СОШ № 88»:

– Чтение для меня – познание себя, уравновешивание и обогащение внутреннего мира.

 Ламинская Лиза

– Чтение для меня – это возможность путешествовать по различным мирам.

Орехова Настя

– Чтение книг для меня  –  это в первую очередь познание окружающего мира и примерка чужого жизненного опыта на себя. Постоянные вопросы: ''А как бы я поступила на месте героя?'', ''А не являюсь ли я тем, кого осмеивает автор?'' И прочее. Мне знакома мысль Гюстава Флобера, французского писателя 19 века, в его романе ''Госпожа Бовари'': ''Вам случалось находить в книге вашу собственную мысль, но только прежде не додуманную вами, какой-нибудь неясный образ, теперь как бы возвращающийся к вам издалека и удивительно полно выражающий тончайшие ваши ощущения?''. Они могут  стать помощником в каком-либо вопросе, открыть глаза на главное.

Боревич София

Обучающиеся МАОУ гимназии № 24:

– В первую очередь, чтение – это возможность на время погрузиться в другую реальность, почувствовать себя кем-то другим, пройти новые испытания, перенестись в другое время и место, узнать особенности той или иной эпохи. На страницах книги бурлит жизнь, герои радуются и грустят, смеются и плачут, любят и ненавидят, а читатель переживает это вместе с ними. Интересный факт: «Опубликованное в 2011 году в Ежегодном психологическом обозревателе исследование, основанное на результатах МРТ участников, показало, что, когда люди что-то читают, у них происходит стимуляция в тех же неврологических зонах, как если бы они проходили через прочитанное сами».

Читая, человек обогащается, познаёт себя. Чтение учит думать и находить информацию среди строк. Чтение учит понимать.

Читать может каждый, независимо от пола, расы, возраста, потому что книги пишутся для всех. Не зря говорят, что книга – друг человека. Книга – воплощение и друга, и учителя, и наставника, и, возможно, самого человека. 

Макаров Максим

– Чтение позволяет мне перемещаться в другую вселенную, в другое пространство, в другую жизнь. Я представляю в голове всех героев, их внешность и характер. Я представляю, что я нахожусь в прозрачном шаре, летящем на облаке, который везде и всегда сопровождает главных героев в их приключениях.

Несмотря на моё предпочтение читать книги различных жанров, моим любимым жанром остаётся детектив. В книгах этого жанра создаётся неповторимая атмосфера, сопровождающая читателя на протяжении всей истории. При прочтении детектива лично я получаю огромное удовольствие, т.к. всегда нахожусь в  предвкушении. Никто, кроме автора, не знает, что произойдет дальше, как повернется сюжетная линия, что в дальнейшем произойдёт с героями.

Чтение даёт возможность людям перемещаться во времени, путешествовать, открывать для себя что-то новое, необычное.

Лишь книга и только книга поможет насытить душу человека после её длительного голодания. 

Арсений Бикулов

– Чтение для меня – неизведанный, захватывающий мир. Звучит банально, но это так. Книга развивает наше воображение, книга мотивирует. В книгах мы можем найти решение нашей проблемы, ведь когда-то до нас кто-то уже сталкивался с ней. Читая, человек развивается, становится культурнее и умнее. Как сказал Александр Блок: «Книга –  великая вещь, пока человек умеет ей пользоваться». 

Светлана Лоскутова

– Чтение для меня – это целый мир. Иногда, когда наш мир кажется мне скучным или грустным, я точно знаю, что если возьму в руки книгу, то меня ожидает увлекательное приключение, которое не только даст мне возможность "прожить жизнь" персонажа, но и научит чему-то новому и полезному. Всё "новое и полезное" дает мне опыт, который так необходим всем людям. Если бы все люди читали, потому что им хотелось этого, то мы бы жили в совершенно другом, новом и великолепном мире.

Иван Ушаков

– Чтение – это возможность познавать прошлое и настоящее окружающего нас мира, узнавать глубину человеческих отношений и переживаний. Чтение дает возможность адекватно оценивать ситуации и принимать правильные решения, оно учит нас сопереживать, радоваться, быть добрее, милосерднее. Чтение даёт нам возможность ориентироваться в этом непростом многополярном мире.

Анна Блещавенко

– Чтение – это важнейший аспект нашей жизни. И для каждого человека в этом мире найдётся хотя бы одна книга, которая станет для него путеводителем в мир безграничных фантазий и зашкаливающих эмоций. Читать книги не всегда просто, как и понять для себя, какой писатель или жанр вам нравится больше. Важно лишь принять тот факт, что чтение не должно даваться с трудом. Оно должно доставлять исключительно положительные эмоции и на протяжении всего произведения сохранять в вас энтузиазм. Можно бесконечно говорить о разнице вкусов в литературе, спорить о жанрах и сравнивать писателей, но никогда не стоит забывать, что чтение – это движущая сила прогресса. 

Мария Фомченко

Резюмируем: как нам кажется, не всё так плохо. Дети хотят читать, любят читать, будут читать!   

 

Заведующий кафедрой гуманитарного образования ТОИПКРО                                                                                                                         С.Г. Малярова

председатель Томского

регионального отделения

ООО «АССУЛ»