Из опыта  подготовки к ВСОШ по английскому языку

Уважаемые коллеги! Продолжаем знакомить вас с опытом подготовки к Всероссийской олимпиаде школьников. В этот раз обзор системы подготовки обучающихся к олимпиаде по английскому языку  в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя школа № 4 городского округа Стрежевой с углубленным изучением отдельных предметов»

 Развитие системы поддержки одарённых детей – это одно из направлений модернизации развития школы, в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». В МОУ «СОШ №4» городского округа Стрежевой разработана система работы с такими детьми, дающая хорошие результаты. В частности, стабильно хорошие результаты показывают ученики на олимпиадах по английскому языку.

Учителя английского языка в своей работе руководствуются Положением о работе с одарёнными детьми в МОУ «СОШ №4», которое определяет цель этой работы как создание доступного образовательного пространства, обеспечивающего оптимальное развитие одарённости, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся с различными потребностями и возможностями.

В МОУ «СОШ №4» наряду с базовым изучением предмета есть выстроенная стержневая линия классов с углубленным изучением английского языка с 1 по 11. Уже на начальном этапе обучения учителя выявляют одарённых учащихся, которые проявляют особый интерес к изучению английского языка, имеют способности к языку и умеют применить на практике знания языковых правил, явлений и реалий.Целенаправленная работа на уроках позволяет выявить таких обучающихся с устойчивой познавательной мотивацией по предмету и организовать их внеурочную деятельность. Учителя английского языка МОУ «СОШ №4» выстраивают индивидуальные образовательные маршруты для каждого одарённого ребенка, начиная с начальной школы. Они применяют такие методы и формы работы с одаренными детьми, как исследовательская деятельность, проблемные задания, творческие задания, участие в конкурсах и олимпиадах различного уровня по английскому языку, таких, как региональная заочная олимпиада, «Британский Бульдог», Молодежный чемпионат, «Ломоносов». В старших классах одарённые ученики также занимаются на курсе «Подготовка к олимпиадам» Интернет-лицея Томского государственного университета, с которым сотрудничает МОУ «СОШ №4».

Педагоги корректируют программы и тематические планы для работы с одарёнными детьми, включая в них задания повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней, применяют дифференцированные и индивидуально-личностные технологии, используют исследовательский, проектный методы и компетентностный подход.

В школе создан и постоянно пополняется банк данных «Одарённые дети». Работа с детьми, имеющими ярко выраженные способности, проводится в форме кружков, предметных недель, турниров, конкурсов, участия в праздниках, разработки проектов.

Одним из направлений такой работы является системная подготовка обучающихся к олимпиадам различных уровней, которая проводится в течение всего учебного года. Она включает в себя работу на уроке с использованием индивидуальных заданий, разноуровневых контрольных работ, творческих заданий, а также внеурочную подготовку. Учителя проводят индивидуальные и групповые занятия, на которых знакомят учеников с форматом олимпиады, требованиями к выполнению заданий и критериями их оценки, разбирают олимпиадные задания прошлых лет, соблюдая при этом принцип опережающего уровня сложности, то есть, прорабатывают задания не только муниципального, но и регионального, и заключительного этапов олимпиад. На групповых занятиях объединяются ученики смежных параллелей, что приводит к расширению и углублению их знаний, формированию регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, позволяет им учиться анализировать собственную и чужую деятельность.  Ученики ведут индивидуальные тетради, где обобщают теоретические сведения, рассматривают сложные и нестандартные случаи, ведут свой словарь.

Немаловажную роль при подготовке к олимпиаде играет организация самостоятельной работы учеников. Для этого учителя рекомендуют им литературу, дают дополнительные задания в соответствии с индивидуальным темпом развития каждого ученика.

Эффективность системы подготовки одарённых детей к олимпиадам по английскому языку в МОУ «СОШ №4» подтверждается результатами олимпиад и дальнейшими успехами наших выпускников. Гончаров Кирилл, ученик Лидии Николаевны Кузнецовой, ежегодно занимал первые и призовые места на  муниципальном этапе, а в 2016-2017 учебном году стал победителем регионального этапа и принял участие в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, проходившем в Волгограде. Сейчас Кирилл успешно учится в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники. Талах Юлия, неоднократный победитель и призёр муниципального этапа, - одна из лучших студенток отделения востоковедения и истории Китая Санкт-Петербургского государственного университета. Ежегодно на муниципальном этапе ученики нашей школы занимают первые и призовые места – Костырев Клим, Крикун Александр, Бубнова Лада, Альшевская Александра, Кузьмина Татьяна, Хурматуллина Алсу. Не стал исключением и 2017 год. В нашей копилке 4 победителя и 4 призёра муниципального этапа олимпиады по английскому языку, которых подготовили учителя Наталья Алексеевна Корчмарь, Анна Сергеевна Непеина, Светлана Петровна Широкова.

Таким образом, подготовка к олимпиаде — это важная часть постоянной, систематичной работы с одарённым учеником, способствующая раскрытию его потенциала и формированию творческой и гармонично развитой личности.

 

 

Широкова С.П., организатор методической работы МОУ «СОШ №4»,

учитель английского языка высшей категории

Ефремов В.С., заведующий ЦОМР ТОИПКРО