Пашина Т.Е. Опыт проведения олимпиадного тренинга по русскому языку в среднем звене

На протяжении многих лет я готовлю детей к языковым олимпиадам и конкурсам, систематизируя и обобщая принципы составления заданий. Это помогло разработать курс олимпиадного тренинга, определяющего основные направления работы. Олимпиадный тренинг по русскому языку включает в себя разделы и материал, выходящие за рамки учебника. Это способствует повышению креативного потенциала учителя и повышению мотивации  обучающихся за счет нестандартных заданий, в основном исследовательского и творческого характера. Выявление филологически одаренных детей и работа с ними должны начинаться с пятого класса.

Основные разделы:

Фонетический уровень: история развития русского алфавита, знание названий букв кириллицы, история буквы ЯТЬ. Определение старославянских слов по фонетике. Исторические чередования в русском языке.

Орфоэпия: слова, в которых допускается двоякое ударение, омофоны.

Морфемный уровень: этимология морфем.

Словообразовательный уровень: словообразовательные цепочки, иноязычные аффиксы, заимствованные лингвистические элементы.

Лексический уровень: этимология, диалектические особенности, изменение семантики в ходе исторического процесса, античные фразеологизмы и их происхождение.

Морфологический уровень: происхождение частей речи.

Синтаксический уровень: происхождение знаков препинания. Особенности предложения в древнерусском языке.

Комплексный анализ текста.

Особое внимание уделяется творческому заданию с использованием изобразительно-выразительных средств и различных синтаксических фигур.

В среднем звене не стоит перегружать детей терминами. Основной акцент следует делать на логическом мышлении, интуиции, языковой догадке, творческом потенциале учащегося. Примеры и тексты должны быть занимательными, содержащими увлекательные факты, по возможности шуточными, сразу вызывающими интерес. Часто играем в игры: лингвистическое лото, «Что? Где? Когда?», «Подскажи словечко», «Угадай рифму», «Четвертый лишний», решаем шарады и ребусы.

Обучающиеся ведут грамматическую тетрадь, куда по разделам выписывают слова, определения, правила и т.д.

Олимпиады с интересными заданиями, в которых мы принимаем участие:

- Международная олимпиада по основам наук http://www.urfodu.ru

- Всероссийская дистанционная олимпиада «Вот задачка» http://vot-zadachka.ru

- Олимпиады электронной школы «Знаника» http://znanika.ru

- Всероссийские дистанционные олимпиады «Мега-талант» https://mega-talant.com и др.

 

Рассмотрим некоторые примеры заданий разных уровней.

1.  Колесо, колея, калач, кольцо, около.

 Найдите исторический корень данных слов. Какой исторический процесс привел к современному строению? Объясните значение слова «колея».

2. Объясните значение слов: приведение-привидение, компания- кампания. Как называются такие слова?

3. Учитывая этимологию, подберите проверочные слова: запад, исподтишка, коварный, колесо, конечно, копейка. Пользуйтесь этимологическим словарем.

4.  В каких словах нет корня? Где окончание находится посередине слова?

5. Есть фразеологизмы исторические (сирота казанская, мамаево побоище), мифологические (Прокрустово ложе, дамоклов меч), старославянские (притча во языцех), авторские (перейти рубикон -Цезарь), исконно русские (лезть на рожон). Объясните их происхождение. Пользуйтесь фразеологическим словарем.

6. Что тебе надобно, старче? (А. С. Пушкин) Какой древнерусский падеж используется в этой фразе? Как сейчас называется такая конструкция?

7. Какой частью речи являются выделенные слова? Суть вопроса Языки церковнославянский и русский… суть языки самостоятельные (Ф. И. Буслаев). Объясните.

8. Сделайте синтаксический разбор предложения: Жить - Родине служить.

         

Творческие работы предлагаю такие, чтобы исключить влияние интернета и полагаться лишь на собственную фантазию и творческие навыки: 

Грамматическая сказка «Принцесса Причастие»,

Рассказ-шутка с фразеологизмами,

Рассказ или стихотворение с разносклоняемыми существительными,

Похвальное слово пословице,

Монолог осеннего листа,

Королевство Частей речи и др.

Уверена, что олимпиадное движение – сильный фактор самосовершенствования обучающихся, повышающий самооценку и способствующий успеху в освоении русского языка.

Литература

1. Зайцева О.Н. Олимпиады по русскому языку. 5-9 классы. ФГОС - М.: Экзамен, 2016

2. Орг. А.О. Олимпиады по русскому языку. – М.: Просвещение, 1994.

3. Ромашина Н.Ф. Олимпиадные задания. Волгоград: Учитель, 2012

 

Пашина Татьяна Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №40 г. Томска