Круглый стол «Профориентация обучающихся – запросы современности(профессиональные компетенции)»

14 октября состоялся Круглый стол «Профориентация обучающихся – запросы современности(профессиональные компетенции)»

Вела круглый стол Замятина Оксана Михайловна, ректор ТОИПКРО.

В работе круглого стола приняли участие:

  • Глок Леонид Эдуардович, депутат Законодательного собрания Томской области, к.п.н.
  • Лахтикова Надежда Анатольевна, консультант отдела развития образовательных систем Департамента общего образования Томской области.
  • Дударева Людмила Николаевна, заведующий лабораторией профориентации КУиЭО
  • Барбашова Мария Андреевна, руководитель учебного центра детского технопарка «Кванториум».
  • Буяльская Полина Александровна, руководитель отдела по реабилитацииОБПУ Томский техникум социальных технологий.
  • Дегтерева Наталья Ивановна, педагог-психолог МАОУ СОШ № 42 г. Томска.
  • Зятнин  Владимир Иванович, директор МАОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных
  • Игловская Наталья Валентиновна, педагог-психолог МБОУ СОШ № 84 г. Северска
  • Калугин Борис Владимирович, директор МБОУ «Богашевская СОШ» Томского района
  • Ковалева Ольга Ивановна, консультант Департамента науки и  высшей школы
  • Козлова Ирина Николаевна, и.о. директора, заместитель по ВР МБОУ "СОШ № 196"
  • Косицина Юлия Викторовна менеджер по профориентации ОГБПОУ Томский аграрный колледж
  • Макарова Елена Евгеньевна, педагог-психолог СОШ №19 г. Томска
  • Осипова Елена Владимировна, заместитель директора УР МАОУ СОШ №19 г. Томска.
  • Панов Александр Иванович, с.н.с лаборатории профориентации КУиЭО
  • Санникова Екатерина Юрьевна, и.о. председателя комитета содействия занятости Департамента труда и занятости населения Томской области
  • Титова Галина Юрьевна, декан педагогического факультетаТГПУ
  • Ячменева Елена Константиновна, руководитель городского Центра профориентации на базе МБОУ "СОШ № 196"

Участники круглого стола обсудили следующие вопросы:

  1. В какой мере вопросы профессиональной ориентации обучающихся рассматриваются и реализуются органами власти, управления образованием и  руководителями образовательных организаций в соответствии с Поручением Президента РФ (Письмо аппарата Администрации Президента РФ от 2 января 2016 года Пр-15ГС)?
  2. Как решаются проблемы профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся на уровне общеобразовательных организаций в условиях реализации ФГОС?
  3. Какие профессиональные компетентности необходимо развивать и формировать у обучающихся общеобразовательных организаций для успешной адаптации на современном рынке труда?
  4. Как эффективно осуществлять профориентацию детей с особенностями физического и интеллектуального здоровья?
  5. Как идёт реализация Плана совместных межведомственных мероприятий по проведению профессиональной ориентации обучающихся образовательных организаций общего образования на 2016-2018 годы, реализуемых на территории Томской области (Утверждён 23 марта 2016 года Ч.М. Акатаевым, заместителем Губернатора Томской области по социальной политики)? 

Открыл обсуждение Глок Леонид Эдуардович, депутат Законодательного собрания Томской области, к.п.н. Он говорил о необходимости осуществления профориентации на основе трудового обучения и воспитания, о восстановлении роли самообслуживания и производительного труда, о проведении в современных условиях трудовых практик, создания трудовых бригад, значении пришкольных участков, теплиц и школьных мастерских.
В обсуждении вопросов профориентации участвовали: Барбашова Мария Андреевна, Санникова Екатерина Юрьевна, Дударева Людмила Николаевна, Калугин Борис Владимирович, Зятнин Владимир Иванович, Игловская Наталья Валентиновна, Дегтерева Наталья Ивановна и другие участники круглого стола.
С заключительным словом выступила Лахтикова Надежда Анатольевна, консультант отдела развития образовательных систем Департамента общего образования Томской области.
По итогам работы круглого стола была принята резолюция.

Резолюция круглого стола «Профориентация обучающихся – запросы современности»

Участники круглого стола считают, что состоявшееся обсуждение проблем и перспектив развития профориентации обучающихся является продуктивным и вносят следующие предложения в адрес заинтересованных сторон:

  1. Одобрить комплексный подход к профориентационной деятельности в системе общего образования Томской области по исполнению Поручений Президента Российской Федерации (Письмо от 02.01.2016 года Пр-15ГС).
  2. Сосредоточить усилия на выполнении Плана совместных межведомственных мероприятий по проведению профессиональной ориентации обучающихся образовательных учреждений системы общего образования на 2016-2018 годы, реализуемых на территории Томской области (Утверждён 23 марта 2016 года Ч.М. Акатаевым, заместителем губернатора Томской области по социальной политике).
  3. В полной мере осуществить реализацию комплекса мер, направленных на совершенствование профессиональной ориентации обучающихсяобщеобразовательных организаций Томской области на 20015-20018 годы (Распоряжение ДОО ТО от 28.10.2014 года № 635-р).
  4. Ввести в практику управления системой общего образования Томской области разработку, утверждение и реализацию годовых планов работы по профориентации обучающихся с учётом расширения состава исполнителей: ТОИПКРО, РЦРО, ОЦДО, МОУО, ОУ и др.
  5. Содействовать нормативно-правовому обеспечению решения следующих межведомственных проблем:
    • а) введение должности/позиции/функции координаторов/профориентаторов в системе общего образования;
    • б) доступности учреждений, предприятий, фирм и т.п. для профориентационных экскурсий обучающихся;
    • в) создания определённого количества рабочих мест на базе учреждений, предприятий, фирм и т.п. для организации профессиональных проб, временной профессиональной занятости обучающихся в системе общего образования Томской области.
    • г) интеграции усилий ТОИПКРО, РЦРО, ОГБУ ДОД ОЦДО в совершенствовании системы профориентации обучающихся.
  6. Содействовать созданию рабочих мест для трудового обучения и воспитания по традиционным (слесарное дело, столярное дело, электродело, радиодело, автодело, авиамоделирование, судомоделирование, военное дело, цветоводство, лесоводство, растениеводство, кролиководство, рыбоводство, садоводство, овощеводство, макраме, вязание, портновское дело (портняжничество) и т.п.) и инновационным (компьютерное дело, робототехника и т.п.) направлениям основного и дополнительного образования детей.
  7. Содействовать созданию уголков/кабинетов профориентации в образовательных организаций с учётом возможностей НИТ.
  8. Содействовать созданию школьных и межшкольных учебных предприятий/участков/цехов/бригад различного профиля.
  9. Вести ежегодный мониторинг состояния профориентации обучающихся, в том числе детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
  10. Обеспечить во всех общеобразовательных организациях повышение квалификации педагогических работников по вопросам профессиональной ориентации обучающихся на основе непрерывного организационного и психолого-педагогического сопровождения.
  11. Организовать постоянное информирование общественности  через СМИ и сайт ТОИПКРО о состоянии и развитии новых форм и организаций профориентации.