Опубликованы материалы семинара "Использование результатов оценочных процедур – нагрузка на школу или её развитие"

12:24 30 мая 2018
Подразделения: Центр мониторинга и оценки качества образования
Опубликованы материалы семинара "Использование результатов оценочных процедур – нагрузка на школу или её развитие"

22 мая 2018 года ТОИПКРО (Центр мониторинга и оценки качества образования) при поддержке Департамента общего образования Томской области проведен V межрегиональный семинар-совещание "Использование результатов оценочных процедур – нагрузка на школу или её развитие" на базе МАОУ лицей № 1 имени А.С. Пушкина. В семинаре-совещании приняли участие 175 человек.

Начальник Департамента общего образования Томской области Ирина Борисовна Грабцевич приветствовала участников семинара-совещания. Она начала свой доклад с обозначения направлений развития образовательной системы Томской области, среди которых прозвучали: оценка качества подготовки обучающихся, работа с детьми, не достигшими базового уровня подготовленности, обеспечение профессионального роста педагогических работников на основании объективной оценки результатов их работы. Также был сделан акцент на то, что система оценки качества образования на любом уровне должна работать на развитие каждого ребенка.

Сергей Владимирович Станченко, директор ФГБУ Федеральный институт оценки качества образования, рассказал об использовании результатов оценочных процедур для управления качеством образования. Он показал результаты различных исследований, в том числе НИКО, ВПР и других за разные годы, подробно рассказал о возможностях анализа эти данных и применения их в управленческой деятельности на региональном, муниципальном уровнях, а также на уровне школы.

Затем выступили гости семинара, рассказав об опыте использования результатов оценочных процедур в различных регионах Российской Федерации.

Сергей Викторович Семенов (г. Красноярск), директор КГКСУ "Центр оценки качества образования" рассказал о построении системы оценки качества образования в Красноярском крае, который как и Томская область имеет большое количество труднодоступных и отдалённых муниципалитетов. Он подчеркнул необходимость доступа родителей учащихся к развёрнутым результатам оценочных процедур.

О подходах к выявлению профессиональных рисков на основе анализа результатов оценочных процедур рассказал Олег Александрович Мексичев, директор ТОГКУ "Центр экспертизы образовательной деятельности" Тамбовской области. Он отметил, что по итогам оценочных процедур необходимо выстраивать образовательной траектории для индивидуальной корректировки профессиональной компетенции педагога. 

Опыт использования результатов оценочных процедур для повышения качества образования в Орловской области представила Инна Викторовна Сущенко, заместитель директора БУ Орловской области "Региональный центр оценки качества образования". Она подробно остановилась на сопоставлении результатов ВПР и регионального исследования качества образования.

Завершил пленарное заседание Борис Валентинович Илюхин, проректор по информатизации и оценке качества образования ОГБУ ДПО ТОИПКРО, он обозначил направления развития практик использования в управлении образованием, и озвучил результаты анонимного анкетирования участников семинара-совещания по целям регионального мониторинга и ВПР.

После пленарного заседания началась работа предметных секций, круглых столов и мастер-классов, где педагоги собрались поделиться опытом. Они обсуждали узкие вопросы оценивания качества подготовки учащихся, освоения ими ЗУНов, выявления проблемных мест, специфики заданий по отдельным предметам (математике, русскому языку, физике, истории и обществознанию, английскому языку, биологии и химии).

Результаты мониторинга по русскому языку были подробно рассмотрены по каждому классу с участием составителей измерительных материалов, было показано, как на их основе организовать коррекционно-развивающую работу педагогов, рассмотрены основные вопросы, возникшие при проведении ВПР.

В рамках секции «Использование результатов оценочных процедур в работе учителя математики» коллеги обсудили внедрение ФГОС ОО, ВПР, а также рассмотрели вопросы использования результатов мониторинга в работе учителя математики, в том числе в контексте подготовки к ОГЭ и ЕГЭ.

Анализ результатов мониторинга по английскому языку коллеги из разных школ рассматривали с разных сторон, в рамках реализации ФГОС, подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, как показатель информационно-аналитической базы об эффективности механизмов достижения нового качества образования. Педагоги отметили неоходимость практического использования языка и чтения в рамках регионального мониторинга.

ФГОС и новые подходы к оцениванию заданий по истории и обществознанию обсуждались на отдельной секции, были рассмотрены средства формирования и совершенствования компетенций и УУД учащихся.

На мастер-классе «Тайны разработки измерительных материалов» Елена Сергеевна Ульянова, специалист по УМР ЦОКО ТОИПКРО, посвятила коллег из районов в особенности создания заданий для регионального мониторинга, в подробностях объяснила необходимость работы каждого учителя со спецификациями к измерительным материалам.

Отдельного внимания заслуживает круглый стол «Преемственность в образовании: как не упустить время», где обсуждалась оценка метапредметных умений в 4 и 5 классе, вопросы адаптации учащихся при переходе из начальной в основную школу. Кроме анализа полученных результатов, представленного разработчиками измерительных материалов, коллеги из разных школ делились опытом проектной деятельности и способами оценивания формирования УУД у учащихся 5-7 классов. Детали процессов адаптации были рассмотрены психологом Натальей Викторовной Кулешовой.

Впервые состоялся круглый стол "Школа и оценочные процедуры глазами детей".

23 мая на базе ТОИПКРО состоялся круглый стол «Качества проведения оценочных процедур в субъекте РФ и применения оценочных процедур».

Видео пленарного заседания