Игры и тренинги, кейс-лаборатории, мастер-классы, семинары и практикумы — эти и другие интерактивные форматы обучения были представлены на Межрегиональном форуме образовательных практик, который впервые состоялся в Томске и длился два дня.
Масштабное педагогическое мероприятие проходило одновременно на нескольких площадках, кроме того, из залов и аудиторий велась онлайн-трансляция в муниципалитеты. На форум собрались педагоги из 11 регионов Российской Федерации: Томская область, Новосибирская область, Ленинградская область и г. Санкт-Петербург, г. Москва, Московская область, Алтайский край, Республика Якутия, Крым, Челябинская область, Иркутская область. Оператором форума выступил Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ТОИПКРО), учредитель — областной департамент общего образования.
На площадках по обмену опытом рассматривались основные направления, которые являются трендовыми в общем образовании: профессиональный стандарт педагога, историко-культурный стандарт, стратегия воспитания, геймификация образования и многое другое. Организаторы постарались охватить все сферы деятельности современного педагога. Кроме того, в рамках форума состоялся финал конкурса «Рыцарь в образовании», который в этом году проходил в шестой раз и впервые приобрел статус межрегионального.
Обмен лучшими практиками
— Мы ежегодно в конце года встречаемся с педагогами в Томской области и обсуждаем вопросы содержания образования, методики и технологии, — отмечает заместитель начальника областного департамента общего образования Елена Вторина. — В этом году форум проходит в новом формате и становится новой страницей в летописи образования Томской области.
В регионе проводится немало мероприятий в поддержку педагогов. Так, недавно состоялся конкурс молодых учителей «Педагогические горизонты», по его итогам определилась десятка лидеров, которым присуждена стипендия губернатора области. Межрегиональный форум вместе с конкурсом «Рыцарь в образовании» занимает в этом ряду свою нишу. «Задача участников форума — обменяться опытом, который позволит лучше доносить содержание предметной области до школьников, — продолжила Елена Вторина. — Нам важно возродить методическое взаимодействие. Кроме того, важно наладить взаимодействие внутри ассоциаций учителей-предметников, чтобы педагоги из разных районов области нашли возможность пообщаться, выработать лучший опыт и подумать, как внести его в общую канву образовательных практик. Было бы хорошо эту идею сделать главной темой следующего межрегионального форума».
Сами участники характеризовали состоявшийся форум как интересный и насыщенный, полезный как в плане обмена опытом, так и с точки зрения знакомства с новыми форматами обучения. Многие положительно отзывались о возможности живого общения во время семинаров и практикумов, благодарили организаторов за то, что те ушли от формата докладов и лекций и показали новые возможности, которые можно использовать при построении урока. При этом обсуждались темы, актуальные для сегодняшней школы.
— При ТОИПКРО создана экспериментальная инновационная площадка, где мы около двух лет работаем над апробацией историко-культурного стандарта (ИКС), — делится участница кейс-лаборатории «ИКС: трудные вопросы истории» Вера Гайдашова, учитель истории и обществознания Гуманитарного лицея. — Здесь я представила свой опыт: рассказала о том, как новые учебники, созданные на основе ИКС, могут использоваться при подготовке к ЕГЭ по истории, и в частности, при напи- сании исторического сочинения.
Воспитание, ГТО и «Своя игра»
О популярности и востребованности форума говорил тот факт, что на многих его площадках участников оказалось гораздо больше, чем зарегистрировалось изначально. Тематика была разнообразной — за «круглым столом» обсуждали профессиональный стандарт педагога, вызвавший неоднозначную реакцию общественности. На семинарах-практикумах решали проблемы в той или иной предметной области, на мастер-классах учились разрабатывать меж-дисциплинарные образовательные игры и даже знакомились с актерскими техниками для учителей. Всего таких площадок было более тридцати, и на каждой педагогам можно было почерпнуть уникальный опыт для применения на уроках в своем классе.
На семинар-практикум по формированию социальной успешности обучающихся в свете общенациональной Стратегии развития воспитания собрались заместители директоров школ по воспитательной работе, педагоги-психологи, социальные педагоги, преподаватели. Каковы сегодня критерии успешности и как на них влияют нравственные ценности, как вовлекать в работу социально неблагополучных детей — эти и другие вопросы рассмотрели на семинаре, а также провели интерактивную деловую игру по формированию одаренности у обучающихся.
Сегодня в обществе возрождается система ГТО, насколько готовы к ней школы — выясняли на своем семинаре учителя физкультуры. Педагоги-новаторы Татьяна Чехунова и Ирина Быстрицкая поделились своим опытом: как они организуют подготовку детей к сдаче нормативов ГТО. Для этого используется и внеурочная деятельность, и организация пришкольного лагеря в дни каникул.
Трансляция опыта шла не только в форме докладов-презентаций, но и в формате викторины «Своя игра». Ведь физкультура — это не только практика, но и теория, знание которой нужно показать на фестивалях ГТО и на олимпиаде школьников. Участники семинара-практикума, поучаствовав в «Своей игре», зарядились новыми идеями о том, как можно доносить теорию до школьников.
Креативный инглиш
и мессенджер в помощь
— Предлагаю каждому представиться необычно — назвать свое имя и начинающееся на ту же букву слово-ассоциацию на английском языке, характеризующее вас как личность, — начал свой семинар «Современный иностранный язык — это креативно» Денис Рочев из Гатчины Ленинградской области. — Это удобная методика для начала урока, если вам предстоит работать с незнакомым классом.
Денис Игоревич — победитель Всероссийского конкурса «Учитель года-2014», директор Ленинградского областного центра развития творчески одаренных детей «Интеллект», он приехал на форум поделиться своим опытом. Онлайн-трансляция его семинара шла в восьми муниципалитетах области. Педагоги, после креативного знакомства, рассмотрели разные аспекты урока иностранного языка с точки зрения креативности: от алфавита до рефлексии, попробовали на вкус немало «изюминок», которые можно применять на своих уроках.
О современных технологиях и цифровой трансформации в образовании рассказала лектор из Москвы Елена Шимутина, замдиректора по ИКТ центра образования «Царицыно» №548, директор Института развития государственно-общественного управления образованием. Елена Николаевна работает в школе, крупной даже по московским меркам — там учатся три тысячи детей. Эта школа решила быть первой в области IT. Школа быстро насыщалась техникой, но становилось ли лучше качество образования? Дирекция и педагоги на собственном опыте пришли к выводу, что если технологии не меняются, сама по себе техника мало на что влияет.
— Сегодня наша школа ориентируется на смешанное обучение — это работа в классе, в «облаках», в мобильных приложениях, в соцсетях, — рассказала Елена Шимутина. — Мессенджеры включены в учебную сеть, это и работа с детьми, и мгновенное оповещение родителей, и возможности для голосования. «Облака» активно используются для построения образовательного пространства. Идет геймификация образования — обучение через «Майнкрафт» и другие игровые платформы.
Благодаря IT-стратегии центр образования «Царицыино» стал первой российской школой, которая вошла в пул инновационных школ мира. Пошаговым опытом, описывающим, какой путь был проделан к этому признанию, Елена Шимутина поделилась с томичами.
Игра в архитекторов
Эффективные техники сотворчества учителя и ученика в достижении образовательных результатов были смоделированы во время игры «Архитекторы учебного успеха». Для игры были сформированы две команды: в одной - учителя английского языка, во второй — русоведы. Кроме того, каждый учитель мог взять с собой на игру двух учеников, и из них тоже были сформированы две команды. Путем выполнения заданий, обсуждений и даже жарких споров команды идут к построению формулы учебного успеха, сводят воедино точки зрения учителей-предметников и школьников. В ход идет все — ватманы с расчерченными полями и даже конструктор Лего.
— Нам хотелось испытать новый формат, какой еще не был апробирован ни в школах города, ни в нашем институте, — говорит Эльза Печерица, доцент кафедры гуманитарного образования ТОИПКРО, кандидат педагогических наук. — Сегодня за множеством методических разработок и планов учитель и ученик часто перестают слышать друг друга. Мы апробировали форсайт-технологию, мы ее подобрали под нашу идею, чтобы учителя освоили эту технологию через деятельность. Было интересно наблюдать, как учителя и ученики договаривались о формуле учебного успеха. Было очевидно, что это не просто и не быстро, было интересно, какой компромисс они найдут, чтобы договориться.
Организаторы игры предложили учителям в своих школах начинать каждый учебный год с аналогичной игры. Ученики и педагоги должны обсудить, что нового они будут изучать, определить точки удивления, подумать, а что могли бы сделать ученики, чем они обладают и чем могут помочь своим наставникам.
— Хочу отметить энергетику мероприятия, его духовность, оно сближает ученика и учителя, построено современно, использована групповая работа, — делится итогом игры учитель русского языка и литературы из школы №80 Северска Ирина Мокрушина. — Оно активизирует творчество, мы заглядывали в будущее, сочиняли новые способы преподавания. Особенно понравилось сотрудничество в создании урока, присутствие экспертов, критиков и детей, которые оценивали наш результат. Возникло огромное желание работать интересно, создавать новые уроки и возникло ощущение, что мы можем все, если мы вместе.
Рыцарские поединки
Уникальному конкурсу для педагогов-мужчин, который инициирован Томской областью, нет аналогов в России. В этом году благодаря участию учителя физики Алексея Гракова из города Сосновый Бор Ленинградской области конкурс стал межрегиональным. Кстати, именно этот конкурсант и одержал победу. В этом году немного изменились условия конкурса, к этапам заочного тура добавился видеоурок, а в очном туре появился турнир «Педагогические поединки».
По итогам первого заочного тура - в финал конкурса вышло семь учителей. На сцене МКЦ ТПУ конкурсанты представили свои «творческие визитки» и посостязались в решении педагогических задач.
— Не секрет, что мужчины в системе образования — явление не частое, педагогам-мужчинам в школе редко удается пообщаться друг с другом, поэтому мы решили дать им такую возможность, — отмечает заведующий центром организационно-методической работы ТОИПКРО Владимир Ефремов.
Конкурс позиционируется в первую очередь как форма повышения квалификации, задача участников — не столько победа, сколько профессиональное совершенствование.
Юлия КЛИМЫЧЕВА.