Чему учит школа. Как меняются подходы к качеству образования

20 декабря 2023
Подразделения: Центр мониторинга и оценки качества образования, Отдел информационно-аналитической работы

Завершению Года педагога и наставника предшествовала стратегическая сессия по качеству образования, которая прошла в Томске. В ней приняли участие спикеры из Высшей школы экономики, Федерального центра тестирования и РАНХиГС, ректоры томских вузов, министры образования Иркутской, Кемеровской, Омской областей, Республики Хакасия, Республики Тыва, представители институтов развития образования СФО и, конечно, педагоги. Всего в работе на различных площадках сессии поучаствовали более 400 человек.  

"Можно много рассуждать о качестве образования, можно многое вкладывать в показатели качества, но наша задача — посмотреть, какие приоритетные акценты мы расставляем сейчас, учитывая происходящее в стране и мире, — задала тон дискуссии, открывая работу сессии, заместитель губернатора по образованию, молодежной политике и цифровому развитию Наталия Киселева. — Можем ли мы сегодня говорить, что отличные отметки и победы в олимпиадах — это показатель качества образования? Мы видим примеры, когда ученик может быть отличником и совершать действия, от которых всем становится больно. То, что закладывает в ребенке школа, может отразиться через 5-10-15 лет, и это тоже качество образования. Как часто выпускники возвращаются в школу работать педагогами или просто приходят в свою школу пообщаться? А ведь это тоже качество образования". Наталия Киселева отметила, что дискуссия должна стать разговором о смыслах и сформулировать вопросы, на которые школе придется искать ответ.

Эксперты подчеркивают, что на качество образования влияет образовательное пространство. Так, Константин Серегин, заведующий лабораторией управления школой Высшей школы экономики, отметил, что сегодня в мире существует множество различных исследований, связанных с благополучием детей и педагогическими практиками, доказывающими, что пространство как может подталкивать, так и препятствовать получению знаний и воспитательному процессу.

"Мы много ездим по школам, смотрим, как они устроены, какие практики существуют, — поделился Константин Серегин. — Иногда в школах вообще не обращают внимания на образовательное пространство, и это никому не мешает. Но если говорить о массовой школе, надо думать о качестве среды, чтобы она была мотивирующей. Мотив современности и привлекательности при выборе школы родителями для детей и как места работы для педагогов звучит всегда. С пространством нужно работать. Но пространство и инфраструктура не отменяют ценности учителя, задача которого — создать тот дух познания, который будет стимулировать интерес к учебе у ребят. Доброта, любовь, отношение к ученику с позиций поддержки и эмпатии ценны всегда. Навык быть открытым новому".

"Школьный уклад – неуловимая «химия», которая делает школу школой, — считает Борис Илюхин, начальник информационно-аналитического отдела Федерального центра тестирования. — Сегодня цифровизация и информатизация стали частью нашей жизни и вносят изменения в образовательный процесс. Но с точки зрения смыслов ничто не заменит общения учителя и ребенка". По словам Бориса Илюхина, сегодня благодаря информатизации образования накоплены большие массивы данных, но проблема в том, что они плохо используются. 

"В Томской области 11% выпускников школ не подавали заявления ни в вузы, ни техникумы, они совсем ушли из системы образования, — привел пример эксперт. — И так по стране в целом. ТПУ в этом году принял всего 20% абитуриентов из Томской области, ТГАСУ – 8%. Томской области не нужны инженеры и строители? Руководители школ должны понимать смысл образования, тогда управленческие приоритеты станут простыми и понятными".

Между тем количество выпускников, выбирающих вузы своего региона, как раз и демонстрирует такие показатели, как готовность школьников к выбору будущей профессии и патриотизм. Участники дискуссии согласились с тем, что школа сегодня собирает данные, но не анализирует их и, соответственно, не разрабатывает стратегию и тактику к тому, как поменять ситуацию.

Как должна работать школа, чтобы дети выбирали инженерные специальности? У Игоря Барсукова, заместителя директора центра Национальной технологической олимпиады Высшей школы экономики, есть ответ на этот вопрос: "необходимо, чтобы в школе дети привыкали работать на максимуме с интересными задачами. Технологическая олимпиада — это не развитие талантов, а профориентация".  

Эксперты говорили о том, что сегодня система образования ориентирована в большей степени на работу с талантливыми учениками и с отстающими. Она должна также научиться получать максимальный результат от средних по способностям ребят. Потому что качество экономики и качество человеческого капитала — это как раз «середнячки», которые учатся себе да учатся, и никто им не уделяет особого внимания.

Разговор, начатый на дискуссионной площадке в первый день сессии, продолжился на следующий день на площадке «Старшая школа — вуз vs СПО: модель выпускника», в которой приняли участие представители томских вузов и системы СПО. На ней шла речь о разрыве между ожиданиями выпускников, выходящих из школы, и запросами государства.

Как отметила модератор дискуссии Анна Кобцева, директор департамента образовательных программ Высшей школы экономики, сегодня редкость, когда на одной площадке возможен содержательный разговор и про школу, и про колледж, и про вуз.

Представители вузов говорили о том, что сегодня катастрофически падает количество старшеклассников, выбирающих для сдачи ЕГЭ профильную математику, физику, химию, а среди сдающих средний балл оставляет желать лучшего. При этом растет потребность в выпускниках технического профиля, связанная с госзаказом.  Вузы ждут, что школа подготовит для них мотивированных, профессионально заинтересованных выпускников, чтобы они сразу же включались в прорывные направления науки и технологий. И вынуждены констатировать, что ожидания и реальность не совпадают. Вузы сегодня ориентированы на работу с одаренными старшеклассниками, на подготовку ребят для участия в олимпиадах. На деле получается, что успешным выпускникам интересен более высокий образовательный уровень, и они уезжают из Томска. Получается, что вузы вкладываются в социальный лифт для выпускника и остаются ни с чем.

Представители университетов отметили, что здесь есть о чем задуматься и вузам, и школе. Возможно, высшая школа должна ориентироваться не только на одаренных, но на ту самую прослойку «середнячков», которая осталась без внимания. Вузы совместно со школой должны построить новые технологии сотрудничества, чтобы уже в 9-м классе дети были мотивированы выбирать те предметы, которые нужны для получения профессии и нацелены на получение будущей профессии, а не абстрактную сдачу ОГЭ и ЕГЭ.

О проблеме, когда вуз выдает диплом выпускнику и не знает, кто его будущий работодатель, говорил начальник областного департамента образования Юрий Калинюк:  "Совершенно иная ситуация сегодня сложилась в системе профессионального образования региона.  В 2020 году в СПО мы увеличили набор и в этом году тоже, к нам пришло порядка двух тысяч 11-классников. Мы их не тянули — они пришли сами. Сегодня родителям и ребенку нужен быстрый результат, чтобы получить профессию и выйти на рынок труда, — поделился Юрий Калинюк. — Когда пять лет назад мы начали формировать систему кластерной политики, мы долго думали над вектором развития. Сегодня у нас более 200 программ СПО создано под новую экономику региона. Вспомните, как раньше было — механик, повар, и в целом все профессии можно было перечислить по пальцам. Сейчас совершенно иная ситуация.
Глава департамента отметил, что сегодня в СПО региона нет конкуренции между учебными учреждениями — все они партнеры. Контрольные цифры приема в них растут, если есть реальная потребность. Так, эти цифры в педколледже выросли в два раза с учетом строительства в регионе новых школ и детсадов, в медколледже количество бюджетных мест выросло в 2,5 раза с учетом потребности медицинских организаций области".

Поэтому есть смысл говорить о том, что СПО сегодня составляет реальную конкуренцию высшему образованию. За последние несколько лет существенно изменилась материально-техническая база СПО, а профессии, которые предлагают молодежи колледжи и техникумы, актуальны на территории области, работодатели уже ждут таких специалистов.

"Когда школьник выбирает дальнейший путь, его семья, родители хотят понимать, где и кем он сможет работать, они заинтересованы в его последующем трудоустройстве, — отметила заместитель начальника областного департамента общего образования Елена Вторина. — В профобразовании эта цепочка визуализирована и реальна: профессия актуальна, работодатель ждет выпускника".

Участники дискуссии пришли к мнению, что сегодня необходимы новые форматы взаимодействия в системе «школа — СПО — вуз — предприятие». В целом вопросы профессионального самоопределения школьников и студентов, а также качество их образовательных результатов требуют дальнейшего осмысления.

Юлия НИКИТИНА, журналист областной ежедневной газеты "Красное Знамя"

Ссылка на статью http://krasnoeznamya.tomsk.ru/?news-name=35951