В ногу с цифровой эпохой

Газета "Красное знамя" № 136 (27584) от 15 ноября 2017 г.

Тренинги и мастер-классы, лекции и деловые игры, «круглые столы» и семинары — в Томске в начале ноября прошел Всероссийский форум образовательных практик. Он собрал более 2,5 тысячи участников из 21 региона России и более 50 спикеров — признанных экспертов в сфере образования. Организаторами выступили областной департамент общего образования и Томский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования (ТОИПКРО). Форум длился три дня, в поле внимания его участников находились вопросы, максимально охватывающие все сферы отрасли — воспитание и инновации, инженерное и гуманитарное образование, электронные технологии, дошкольное и начальное образование. Главными площадками форума стали Академлицей в Зеленых горках и ТОИПКРО. 

Ключевое звено

Томские вузы входят в число лучших в стране, и два из них стремятся в мировой топ-100, при этом система общего образования тоже не снижает планку. В области строятся новые школы, планируется открытие центра для одаренных детей по модели «Сириуса», недавно начал работу детский технопарк «Кванториум» — далеко не каждый регион России может похвастать такими достижениями. И, как справедливо отметил, открывая установочную сессию, главный федеральный инспектор по Томской области Владимир Сирчук, не случайно именно Томск стал местом проведения столь масштабного форума по обмену лучшим педагогическим опытом. 

— Сфера образования — ключевое звено в формировании нового качества экономики и общества, — подчеркивает и.о. замгубернатора региона по научно-образовательному комплексу Андрей Максименко. — Томская область не исключение, на ее территории работают 649 образовательных организаций всех уровней, в них обучается более 260 тысяч человек, заняты 22 тысячи педагогических работников. Проектное управление образованием позволяет осуществлять целевую поддержку, внедрение новых технологий и развитие кадрового потенциала. Форум – хорошая площадка для презентации современных методик, обсуждения достижений и перспектив системы образования. 

Чтобы идти в ногу с современными науками и подготовить детей к жизни в новой цифровой эпохе, нужно совместно выработать подходы, которые позволят реализовать системе образования стоящие перед ней задачи. Такие цели ставили участники форума. 

— Нам предстоит серьезный разговор о содержании образования, — подчеркнула начальник областного департамента общего образования Ирина Грабцевич. — Разговор о том, где лежит граница, которая позволит нашему выпускнику стать востребованным, уверенным в завтрашнем дне, не потерять себя как человека и в то же время успевать за технологиями, которые нас продвигают в жизни и мировом сообществе. 

Воспитательные возможности

Работу практикоориентированной площадки «Парк воспитательных возможностей» представил на форуме замдиректора по науке столичного Института изучения детства, семьи и воспитания РАН Иван Кириллов. В дискуссии и ролевой игре «Агентство индивидуальных экскурсионных маршрутов» приняли участие заместители директоров школ по воспитательной работе, педагоги-организаторы, классные руководители и педагоги допобразования. Прошли мастер-классы по подготовке детей к семейной трудовой деятельности, духовно-нравственному воспитанию, формированию потребности в здоровом образе жизни. 

Технологиями, направленными на счастливое проживание детства и индивидуальное развитие каждого ребенка, поделилась за «круглым столом» руководитель дошкольного направления «Рыбаков Фонда» Ирина Быкадорова из Москвы. Фонд, созданный семьей предпринимателей Рыбаковых, поддерживает образовательные проекты, ориентированные на ребенка, и инициирует систему конкурсов, стипендий и грантов, проводит крупнейшую в Европе конференцию по современным педагогическим технологиям. По словам Ирины Быкадоровой, в конкурсах «Рыбаков Фонда» уже приняли участие 22 томских педагога, двое побывали в летней школе. Участники тренингов поделились своим опытом. 

Современная школа выдвигает новые требования в первую очередь к педагогам. О введении национальной системы учительского роста рассказал в своей лекции Евгений Малеванов, ректор Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования из Москвы. В рамках этого трека также прошли тренинги по вовлеченности педагогов в инновационную деятельность и деловая игра «Как собрать документы к аттестации за 15 минут». 

Гуманитарное образование меняется

Учитель истории и обществознания Наталья Морякова из города Кызыл Республики Тыва — одна из множества иногородних участников, приехавших на форум в Томск оттачивать свое педагогическое мастерство. 

— Привлекло, что очень много интересных площадок и столичных спикеров, — говорит она. — Потребность в таких форумах большая, многие учителя до сих пор считают, что лекционное конспектирование — основной метод обучения на уроке. Но это не так, дети меняются, уроки должны становиться более интерактивными. Где всему этому научиться? В программе форума я увидела, что заявлено много педагогических практик, которые будут полезны. 

Наталью Морякову, как и других учителей-предметников гуманитарного цикла, в первую очередь заинтересовала лекция руководителя экспертного совета Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение» профессора Александра Данилова, посвященная модернизации системы исторического образования. 

— Томск является признанным центром образования и науки, и то, что инициатива такого форума принадлежит именно Томску, отражает эти реалии, — отметил Александр Данилов. — Гуманитарное образование переживает непростое время. В век стремительно растущих новых технологий важно не утратить гуманитарное начало, техника — это лишь инструмент в руках человека, при этом важно, каким будет сам человек. Наша задача — вместе выявить болевые точки и сформировать общее представление, как нам двигаться дальше.

Как учить «цифровых аборигенов»

Современные дети — цифровые аборигены, они родились и растут с гаджетами. Возможно, поэтому трек по школьному инженерному образованию пользовался большим интересом участников форума. В фойе Академлицея была развернута выставка оборудования, связанного с робототехникой, инженерией и развитием. 3D-принтеры, которые можно использовать на уроках технологии, наборы электроники для кабинета физики, конструкторы-гиганты для развития пространственного воображения, наборы для робототехники и другие экспонаты вызывали неизменный интерес участников форума. 

— Современный учитель — активный пользователь информационными технологиями, — убежден Роман Мартемьянов, замдиректора «Электронной школы Знаника» (Москва). — Сегодня популярны IT-образование и персонализованные сервисы, дающие возможность для каждого учителя, класса и даже школьника построить свою образовательную траекторию. Лично я расскажу про наш опыт применения электронных технологий для индивидуальной работы с каждым школьником. 

Форум заинтересовал не только педагогов, но и учеников. Ирина Гонтар, учитель школы №50, пришла на мастер-класс проректора Московского физико-технического института (государственного университета) Артема Воронова вместе с сыном-восьмиклассником, участником олимпиадного движения. И не случайно, ведь Артем Воронов — руководитель национальной сборной участников олимпиады по физике. На мастер-классе он поделился ноу-хау, как готовить детей, чтобы они на олимпиадах показали максимальный результат, а также уделил внимание решению задач по физике.

— В современный век школьник должен знать помимо иностранных языков язык математики, физики и информатики, поскольку на них говорит весь мир, — считает Артем Воронов. — Совместно с ТОИПКРО и Томским политехом мы проводим семинар-практикум, акселератор инженерного образования. Мы начали обсуждать уникальный проект, чтобы подключиться к подготовке школьников к олимпиадам. 

Первый съезд учителей географии

В рамках форума прошел Первый региональный съезд учителей географии, в котором приняли участие более 70 педагогов-предметников из 12 муниципалитетов и гости из Иркутска. Открывая съезд, Ирина Грабцевич подчеркнула, что география — одна из самых важных дисциплин для самоидентификации человека и воспитания личности. Не случайно губернатор области Сергей Жвачкин в рабочих поездках по региону всегда интересуется, знают ли дети свой родной край. Понимание особенностей своего региона как раз и формируется на уроках географии. Но не только: в Томской области в этом году открыт маршрут «Окно в Сибирь», знакомящий томичей с местными достопримечательностями, уже состоялись две поездки школьников по нему. Об этом рассказали представители РГО Евгений Ковалевский и Юлия Калюжная. 

— География — лучшая наука о Земле и лучший школьный предмет, — убеждена автор школьных учебников по географии, 20 лет возглавлявшая кафедру методики преподавания географии московского педагогического вуза, профессор Ираида Душина. — Это единственный предмет, который объединяет знания о природе, обществе и окружающем ученика мире. Сегодня общество обратило особое внимание на этот предмет, география несет большой воспитательный потенциал. Сегодня этот предмет «на взлете», но реализация этого взлета зависит от учителя. 

На съезде учителя обсудили роль профессионального сообщества в реализации задач географического образования. Кстати, именно географы провели первыми свой съезд не случайно: Ассоциация учителей географии была также создана первой из объединений учителей-предметников и отличается активностью. 

Межрегиональный семинар и битва рыцарей

Еще одним масштабным мероприятием в рамках форума стал межрегиональный семинар по использованию результатов оценочных процедур для улучшения результатов обучения в школах. В нем, помимо сибиряков, приняли участие представители Чеченской республики, Камчатского и Хабаровского краев, Сахалинской области, которые рассказали о своем опыте. Своим видением проблемы объективности оценки качества образования и путями ее решения поделился директор научно-аналитического центра, руководитель проекта НИКО в РФ Сергей Станченко. 

Также в дни проведения форума состоялся финал областного конкурса «Рыцарь в образовании-2017» для педагогов-мужчин. 15 финалистов продемонстрировали свои творческие навыки и профессиональную компетентность на сцене Дворца творчества детей и молодежи. Главной задачей образовательного турнира, в котором участвовали финалисты, была проверка их умений решать педагогические задачи. По итогам финальных испытаний титул «Рыцаря в образовании» завоевал педагог томской школы №16 Константин Черенков. 

Юлия КЛИМЫЧЕВА.