Стратегическая сессия «Учитель будущего»

14:03 14 февраля 2019
Подразделения: Центр управления образованием, Центр (аттестации) оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов, Отдел развития дистанционного образования, Отдел информационно-аналитической работы Региональные проекты: Национальный проект «Образование», Учитель будущего
Стратегическая сессия  «Учитель будущего»

Вчера, 13 февраля 2019 года, на базе Информационного центра по атомной энергии (площадь Ленина, 8), прошла Стратегическая сессия — в рамках национального проекта «Образование» — с целью эффективной реализации федерального проекта «Учитель будущего».

Участниками сессии стали представители управленческого корпуса образовательных организаций, педагогического сообщества, власти, бизнеса, вузов и родителей.

В рамках мероприятия они решали задачи, направленные на поиски эффективных возможностей для непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, определения реперных точек с целью вовлечения учителей в национальную систему профессионального роста.

Сессия проходила в 3 этапа. Первый такт был посвящён работам в командах, у командных столов стояли разные задачи. В течение 5 минут они отвечали на один из 4-х вопросов:

— Какие компетенции необходимо сформировать у ребёнка будущего?

— Какие барьеры мешают ученику успешно учиться?

— Какие компетенции необходимо сформировать у учителя будущего?

— Какие барьеры мешают учителю в эффективной организации учебного процесса?

Например, на вопрос: «Какие компетенции необходимо сформировать у учеников будущего?», одна из команд дала следующий ответ:

«Первое — это самоорганизация. Второе — готовность к изменениям. Мотивированность школьника. 4К: критическое мышление, креативность, коммуникативность и кооперация. Умение работать в команде и, естественно, патриотизм».

«Мы согласны с предыдущим выступающим, плюс к этому добавляем культуру сохранения здоровья, общечеловеческие ценности, фундаментальность базовых знаний, — это обязательно нужно для того, чтобы в дальнейшем ребенок мог и дальше продолжать учиться», — такой ответ дала другая команда.

А на вопрос: «Какие барьеры мешают ученику успешно учиться?», команды дали следующие ответы:

«Мы выбрали те критерии, которые считаем необходимыми. Вернее, какие барьеры мешают ученику успешно учиться. Итак, это материально-техническая база образовательного учреждения, то есть недостаточно возможностей, чтобы реализовывать свой потенциал. Низкий уровень мотивации, затем педагоги недостаточно используют дифференцированный подход в образовании. Кроме этого, содержание учебников не всегда соответствует современной научной картине мира, нет либо преемственности, либо еще какие-то вопросы, которые возникают. И педагоги мало используют современные образовательные технологии».

Во втором такте участники выполняли следующее задание: «PISA-ПРАКТИКУМ»: работа в группах. Стоит отметить, что в рамках сессии аналогичные задачи стояли перед фокус-группой, в составе которой было несколько десятиклассников. После выполнения заданий сравнивали результаты участников и фокус-группы.

Например, на вопрос: «Как вы чистите зубы?» необходимо было ответить, используя статью из журнала.

«Несмотря на текст, который там был, мы выбрали 1 вариант «Как лучше всего чистить зубы», — ответила одна из команд. В фокус-группе на этот вопрос ответили правильно все.

— Что рекомендуют британские исследователи? «Британские исследователи не советовали слишком долго чистить зубы и слишком на них нажимать», — ответил участник. Фокус-группа справилась с аналогичным заданием на 100 %.

Эти и другие вопросы обсуждались в течение всего такта, после чего были подведены итоги: в Томской области высокий процент учеников, выполняющих отлично задания по межпредметности.

В 3 такте необходимо было сформулировать механизмы достижения региональных показателей проекта «Учитель будущего».

Одна из команд дала следующий ответ: «Механизм, с нашей точки зрения, в первую очередь, должен начинаться с того, кто это будет делать. Во-первых, это должны быть вузы, причем и вузы, и сами педагоги должны проходить эту независимую оценку. Они должны научить своих выпускников пониманию того, что он абсолютно легко может это пройти. Почему мы ставим вузы, потому что в будущем, мы хотели бы, чтобы именно выпускники первые начинали это проходить. Потому что работающие учителя скажут: «У меня есть аттестация, мне это не надо, это добровольно», а по закону обязать нельзя. Поэтому мы решили сделать нулевой точкой вузы. Дальше вопрос финансирования. Здесь ближайшее — это власть Томской области, какие-то стимулирующие фонды, нефтяные компании. Мы хотим, чтобы человек, который прошел независимую оценку, получал больше зарплату, чем тот, кто не прошел ее. То есть своеобразная категоризация, пока не вступил закон. Дальше — это создание эффективной управленческой команды, для того, чтобы стимулировать все, что мы предлагаем ввести, весь механизм. Потом все это делать на уровне общеобразовательных учреждений. После — карьерное движение: учитель, старший учитель и т. д. Включение этого в эффективные контракты. Открытость для общественности информации этой независимой оценки — чтобы система была прозрачная».

Участники мероприятия остались довольны, в конце сессии обменялись мнениями.

ФОТО МЕРОПРИЯТИЯ

Галина Брусьянина, специалист по УМР отдела ИАР ТОИПКРО