Институт был создан в год Победы в Великой Отечественной войне - 5 мая 1945 года.
В августе1944 года Томская область была вновь выделена из Новосибирской, были сформированы все управленческие структуры, в том числе и областной отдел народного образования. Институт усовершенствования учителей находился в качестве отдела в составе облоно, выполнял его поручения. 5 мая 1945 года принимается решение о независимом финансировании Института, выделение ему собственного помещения, что означает повышение статуса учебного заведения, приобретения им самостоятельности. До 1988 г. название учреждения было иное: Томский областной институт усовершенствования учителей; как равноценное употреблялось название Институт учителя.
Первые курсы повышения квалификации учителей в Томской губернии были проведены, по данным профессора Ф.Ф. Шамахова, в 1881 году. С того времени курсовая система переподготовки преподавателей утвердилась и развивалась. В 1920 - 1930 годы идет совершенствование системы, поднимается ее значение в связи с важнейшей ролью учительства в преодолении неграмотности населения, введением начального всеобуча. В 1928 году в Москве открывается Институт повышения квалификации педагогов. В Сибири при Сибоно действует в эти годы ИПК учителей под руководством В.А. Жданова. В Томске, который с 1925 года перестал быть центром губернии, действовал в 1930-е годы горметодкабинет, методкомиссии и методобъединения при гороно, а также в школах. Они накопили значительный опыт оказания методической помощи педагогам, повышения профессионального уровня учительства. Все это было стартовой площадкой для развертывания деятельности Института усовершенствования учителей в Томске, потребность в котором была острой. За годы войны состав учительства значительно изменился, часть учителей погибла на фронте, некоторые педагоги трудились на фабриках и заводах; выпуск нового пополнения учителей из Томского пединститута и педучилищ сильно сократился. На новый институт ложилась большая ответственность поднять профессиональный уровень педагогов области, обеспечить школы методическими материалами, развернуть изучение и распространение педагогического опыта. Штат института состоял всего из 8 - 9 сотрудников, в структуре было восемь методических кабинетов. Институт за два - три года под руководством директора Марины Яковлевны Гиро набирает необходимый темп в работе, готовит и проводит курсовые мероприятия для учителей, выпускает методические пособия, проводит научные конференции, оказывает помощь учителям в школах и т.д.
С 1974 г. по 1991 г. директором Томского областного Института усовершенствования учителей была Эльвира Брониславовна Якушева (1935–2014 гг.)
С 2002 года по 2010 год в должности ректора ТОИПКРО работал Анатолий Иванович Купцов. Он вступил в эту должность, имея большой опыт педагогической и руководящей работы. В 2001 году за заслуги в области образования он был награжден нагрудным значком "Почетный работник высшего профессионального образования". По случаю 100-летнего юбилея ТГПУ А.И. Купцов был удостоен бронзовой медали. Первым проректором является Татьяна Александровна Сазанова. Она возглавляет научно-исследовательскую работу. Татьяна Александровна - кандидат технических наук, доцент, удостоена звания "Почетный Работник Высшей школы". Проректором по экспериментально-методической работе является Людмила Николаевна Дударева, кандидат педагогических наук, доцент, Заслуженный учитель школы России. Проректором по учебно-методической работе ТОИПКРО трудилась Елена Евдокимовна Змеева, кандидат физико-математических наук, доцент.
А.И. Купцов энергично включился в процессы модернизации учебного заведения, создания благоприятных условий для сотрудников и учителей, развития научных исследований. Им были приняты меры к укреплению материальной базы учебного заведения, ремонту здания Института, все кафедры и лаборатории были оснащены компьютерами. Как ректор А.И. Купцов стремился консолидировать образовательные учреждения, имеющие отношение к повышению квалификации учителей. В качестве перспективных направлений в деятельности Института определены подготовка педагогов к работе в классах профильного и предпрофильного обучения, а также аттестация и аккредитация его на федеральном уровне как учебного заведения, имеющего право переподготовки и повышения квалификации работников образования.
Обновляя в духе времени методы работы, руководство института следует и традициям, заложенным предшественниками. Институт учителя работает в тесном контакте со своим учредителем Департаментом общего образования Томской области. Все крупные акции, такие, как августовские конференции, научно-методические конференции, семинары, профессиональные конкурсы, образовательные ярмарки, эксперимент по Единому Государственному экзамену и т.д., в целом, все проблемы модернизации образования решаются благодаря плодотворному сотрудничеству.
Модернизация образования потребовала возврата к кафедральной структуре Института, изменений в содержании курсовой подготовки, в частности, углубления знаний учителей в области использования компьютеров в педагогическом процессе. Поддерживаются хорошие контакты с сельскими районами области, сотрудники института выезжают для проведения курсов согласно плану на места. В ряде районных центров открыты представительства Института, назначение которых состоит во внедрении дистанционных форм обучения и переподготовки работников образования. Сохраняются и развиваются деловые связи с западносибирскими регионами.
В настоящий период сохраняется и сотрудничество Института с вузами города. На кафедрах и в лабораториях трудятся профессора и доценты Томского государственного университета, Томского государственного педагогического университета, такие, как В.И. Шишковский, В.А. Доманский, С.Я. Гриншпон, Э.Г. Гельфман и др. К 2003 году Институт превратился в мощную структуру в системе Томского Департамента образования. В его составе 15 крупных подразделений, это кафедры, лаборатории, отделы, центры, такие как, кафедры педагогики и психологии, гуманитарного образования, исторического и социально-экономического образования, дошкольного и начального образования, Центры подготовки педагогов-исследователей, развития общественно ориентированного образования, мониторинга качества образования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений и педагогических кадров и др. В указанных подразделениях Института трудятся 48 докторов и кандидатов наук. Только за последние 3 года в институте повысили квалификацию около 16000 педагогов по 36 специальностям.
Томский областной институт повышения квалификации работников образования в современных условиях является одним из известных учреждений дополнительного педагогического образования в России. Он имеет признание в регионах Сибири благодаря высококвалифицированным специалистам, сотрудничеству с Академией ПКиПРО РФ по переподготовке управленческих кадров, участию в широкомасштабном федеральном эксперименте по модернизации образования.
(по материалам Л.Найбороденко «История ТОИПКРО: традиции, преемственность, новаторство» (Томск. 2005)