ФЭП ТОИПКРО: итоги научно-методического семинара «Рефлексивная педагогика сотворчества»

21 февраля 2022
Подразделения: Центр развития педагогического мастерства Виды деятельности: Федеральные инновационные площадки Уровни образования и предметы: Иностранные языки

17 февраля 2022 года в онлайн-формате состоялся научно-методический семинар «Рефлексивная педагогика сотворчества», который провел Сергей Юрьевич Степанов, доктор психологических наук, профессор департамента психологии Института педагогики и психологии образования Московского государственного педагогического университета и Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Мероприятие, проведённое в рамках Федеральной экспериментальной площадки ФИРО РАНХиГС на базе ТОИПКРО, вызвало живой интерес у педагогов Томской области, общее количество участников мероприятия – 159 человек, в числе которых представители 18 команд педагогов базовых образовательных органи заций участников ФИП ТОИПКРО (Асиновского, Томского, Тегульдетского, Чаинского районов, г.Т омска, ЗАТО Северск, г. Стрежевой).

В своем выступлении С.Ю. Степанов, создатель и руководитель научно-практической школы рефлексивной психологии и педагогики сотворчества, познакомил участников с основными этапами развития педагогики сотворчества в исторической ретроспективе, научном контексте её философских оснований, сущности и значимости в модернизации современного образования.

В ходе дискуссии педагоги получили ответ на важный вопрос – почему рефлексивно-гуманистическая педагогика сотворчества является эпицентром современного образования. Сергей Юрьевич отметил: «В эру цифрового общества, роботизации и искусственного интеллекта особенно остро встает вопрос о трансформации человека с точки зрения его трудовых функций, востребованности творческого потенциала в связи с дальнейшим научно-техническим прогрессом. Результаты отечественных и зарубежных лонгитюдных исследований, к сожалению, констатируют что высокая способность к дивергентному мышлению наблюдается у детей дошкольного возраста, далее она значительно снижается у школьников 5-6 классов и приходит к достаточно низким показателям у старшеклассников. Таким образом, современному образованию посылается сигнал о том, что, фактически, оно готовит к рутинным способам деятельности, с которыми в цифровом мире будут справляться машины, искусственный интеллект». В научных исследованиях С.Ю. Степанова убедительно доказано, что помимо способности мыслить креативно (дивергентно), человек должен обладать и постоянно наращивать свои предметные компетенции как материал для строительства творческих новаций и решений, поэтому они не менее значимы, чем метапредметные. 

Участникам семинара были представлены следующие направления научного проекта коллектива С.Ю. Степанова CREO DATUM по разработке цифрового инструментария для рефлексивно-сотворческого образования:

  • Разработка концептуально-математических моделей творческого и репродуктивного мышления (Степанов С.Ю., Оржековский П.А., Ушаков Д.В., 2018);
  • Разработка методических цифровых средств диагностики и репродуктивного мышления (Оржековский П.А., Степанов С.Ю., Мишина И.Б., Боровских Т.А., 2019-2021);
  • Разработка рефлексивно-полилогических форматов организации уроков и занятий в интегрированной системе сотворческого и цифрового образования на основе ИИИ (индивидуализированный искусственный интеллект) и big-data (Степанов С.Ю., Ушаков Д., Оржековский П.А., 2021);
  • В перспективах рефлексивного управления цифровизацией сотворческого образования – переход от «срезовых» способах оценки эффективности образования (ОГЭ и ЕГЭ) к процессуально-динамическим – «трековым».

В целом, С.Ю. Степанов положительно оценил работу команды ФЭП ТОИПКРО, которая  в настоящее время является участником проектов масштабирования рефлексивно-сотворческой методологии цифровизации на естественно-научные и гуманитарные дисциплины в школе, далее  предусматривается практическая апробация данной методологии для решения проблемы индивидуализации, дифференциации и эффективности образования на основе интегрированной цифровой и методической системы рефлексивно-сотворческого образования с использованием ИИИ и big-data.

Дополнительная информация: Печерица Эльза Ильдусовна, к.пед.н., доцент кафедры развития педагогического мастерства ТОИПКРО, руководитель учебно-предметного направления «Иностранный язык», +7 (3822) 99-20-46, inostr@edu.tomsk.ru