Шрифт
Цвета
Изображения
Выключить
arrow_upward
Версия для слабовидящих людей remove_red_eye
menu

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ МАРШРУТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ (из опыта работы учителя английского языка)

Костенко Марина Михайловна, учитель английского языка высшей категории МАОУ Гуманитарный лицей г. Томска

 

Для учителей иностранного языка, работающих в старшей школе, постоянно остается открытым вопрос о том, каким образом мотивировать ребят на эффективное изучение своего предмета в условиях, когда их выбор в пользу той или иной предметной области уже практически сделан, вовсю идет подготовка к сдаче ЕГЭ по предметам, необходимым для поступления в ВУЗ. Одним из возможных способов оживить интерес учащихся к предмету английский язык является их привлечение к внеурочной деятельности. Внеурочная предметная деятельность всегда была значимой составляющей образовательного и воспитательного процесса. Однако, сегодня в фокусе «...полноценное использование в образовательных программах воспитательного потенциала учебных дисциплин,   развитие вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребенка с учетом его потребностей, интересов и способностей; внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте  и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов». [1. Раздел 2]

Каждая школа осуществляет внеклассную воспитательную и образовательную работу по-своему, включая набор определенных типов мероприятий.       В Гуманитарном лицее г. Томска (далее - ТГЛ) на протяжении нескольких лет остается востребованным такой формат внеклассного мероприятия, как предметная декада. Этот способ взаимодействия с учениками позволяет им гармонично и эффективно включить изучение иностранного языка в реализацию собственного маршрута индивидуального развития: индивидуальную образовательную траекторию (ИОТ).

В статье описывается как организуется и проводится это внеклассное мероприятие в ТГЛ с целью создания «...условий для повышения у детей уровня владения ... иностранными языками, навыками коммуникации; знакомства с лучшими образцами мировой и отечественной культуры». [1. Раздел 3]

Сам по себе этот формат не является чем-то инновационным, однако именно  в рамках предметной декады зародилась новая традиция - проведение Фестиваля языков и культур (далее – Фестиваль), который стал общелицейским внешкольным мероприятием, в том числе, благодаря продуктивной совместной деятельности учителей иностранного языка и тьюторов.

Прежде всего, немного истории. В 2014 году это мероприятие стало одним из самых ярких массовых образовательных воспитательных событий в ТГЛ. Многонациональное сообщество лицеистов с большим удовольствием откликнулось на идею проведения Фестиваля. На 10-15 минутных мини-уроках иностранного языка ребята обучали друг друга японскому, азербайджанскому, польскому, армянскому и украинскому языкам, рассказывали о культуре и традициях стран изучаемого языка и стран ближнего зарубежья, угощали блюдами национальной кухни.  Во время подготовки к мини-урокам лицеисты активно пользовались Интернет-ресурсами, а также помощью своих родителей, которые делились рецептами национальных блюд, рассказывали о национальных обычаях.  В заключение, был организован и проведен конкурс «Своя игра», где участники обобщили полученную на мини-уроках страноведческую информацию, а затем на гала-концерте исполняли песни на иностранных языках и народные танцы. Тьюторы органично включились в работу и в рамках Фестиваля языков и культур с их помощью была проведена также Русская Масленица.  К настоящему времени состоялось пять внеклассных мероприятий по различной тематике. Так, были проведены в 2015 году II Фестиваль языков и культур ««Калейдоскоп праздников», в 2016 - III Фестиваль языков и культур «Watch&Go» (искусство кино в нашей жизни), в 2017 - IV Фестиваль языков и культур «Focus on Literature» (литература), в 2018 - V Фестиваль языков и культур «Music is the soul of life» (музыка-душа жизни).

Выбор вышеуказанной формы внеклассной деятельности обусловлен рядом причин. Во-первых, это событие охватывает, как правило, максимальное количество лицеистов. Здесь как раз на помощь приходят тьюторы со своим диагностическим инструментарием, позволяющим учесть индивидуальные особенности и интересы каждого ребенка.  Во-вторых, на некоторые мероприятия в рамках Фестиваля мы считаем целесообразным приглашать гостей и участников из других образовательных организаций и языковых центров, носителей языков, что стимулирует учащихся к более ответственной подготовке, помогает понять свой уровень знаний по предмету, дает возможность получить новый опыт в общении со сверстниками и педагогами. Также стоит сказать о том, что данная форма внеклассной деятельности работает не только на повышение образовательного уровня учащихся, но также развивает творческий профессиональный потенциал учителя иностранного языка и кафедры иностранных языков в целом. Совместная подготовка к мероприятиям, взаимопосещение уроков объединяют коллег, дают возможность каждому проявить себя. Наконец, особо стоит выделить важнейшую роль тьюторов в создании условий для эффективного взаимодействия детей, родителей и педагогов. Привлечение родителей к участию в жизни своих детей способствует большему сближению всех участников образовательного процесса.

Организация Фестиваля проходит в несколько этапов: подготовительный, этап реализации мероприятия, этап рефлексии. Особого внимания заслуживает этап подготовки. Цель данного этапа – составление программы Фестиваля. Стандартный набор наших действий следующий:

  1. проводится заседание школьного методического объединения учителей иностранных языков, на котором обсуждается план проведения события;
  2. распределяются обязанности среди учителей с учётом подготовки определённых мероприятий;
  3. готовится языковой материал для конкурсов, дебатов, инсценировок  и других мероприятий;
  4. продумывается тематическое оформление коридоров, кабинетов, актового зала, где проводятся мероприятия;
  5. оформляется информационный уголок;
  6. выбираются фотограф, корреспонденты для освещения событий недели в лицейской  газете и на сайте лицея;
  7. обсуждается состав жюри, а также вопрос о премировании, награждении грамотами лучших команд, участников-победителей и отдельных активных участников, составляется смета расходов;
  8. составляется программа мероприятий на все дни недели с точным указанием сроков и места проведения.

От того, как будет проведена подготовительная работа, зависит успех всего мероприятия. Непосредственно предметную подготовку учеников к выступлениям проводят учителя иностранного языка, работая индивидуально с каждым учеником или с группами учеников. Задача тьюторов – помочь учащимся с тайм-менеджментом для эффективной совместной подготовки.

Подведение итогов Фестиваля заканчивается награждением: вручением сертификатов, призов. По результатам внеклассного мероприятия проводится рефлексия. Участники (учителя иностранного языка (ИЯ), тьюторы, лицеисты) отмечают наиболее понравившиеся мероприятия, указывают на недостатки, вносят предложения. Так, например, в результате совместной рефлексии и было положено начало новой лицейской традиции, формирующей у лицеистов гражданскую позицию, толерантность и умение вести межкультурную коммуникацию.

В качестве примера предлагаем познакомиться с Программой IV Фестиваля языков и культур «Focus on Literature», который проходил в лицее в 2017 году.

I Воспитательно-образовательные мероприятия:

7 ноября - Открытие IV Фестиваля языков и культур «Focus on Literature». Общая линейка (ответственные: Учителя ИЯ, Тьюторы)

7-9 ноября - «Поэтические забавы». Творческие уроки (по расписанию).

(ответственные: Учителя ИЯ, Тьюторы)

9-10 ноября - «Свободный микрофон». Конкурс песни на иностранном языке (во время перемен между парами) (ответственные: Учителя ИЯ, Тьюторы)

10 ноября - Дебаты «Lyrics. Is it poetry?» (Библиотека, 14.30) (ответственные: Учителя ИЯ, Тьюторы)

11 ноября - Выставка творческих переводов и собственных стихотворений (фойе 3 этаж) (ответственные: Учителя ИЯ, Тьюторы)

12 ноября - Интерактивное инсценированное представление «По страницам англоязычной литературы» (Актовый зал, 14.30) (ответственные: Учителя ИЯ, Тьюторы)

12 ноября - закрытие IV Фестиваля языков и культур «Focus on Literature». Подведение итогов (Актовый зал, 14.30) (ответственные: Учителя ИЯ, Тьюторы)

II Организационно-методические мероприятия:

  • общее руководство подготовкой  к проведению Декады ИЯ;
  • обеспечение консультационно-методической и организационной  помощи учащимся;
  • организация и обеспечение информационной поддержки проведения фестиваля;
  • подготовка сценария закрытия Фестиваля, актового зала;
  • организация подготовки учащихся к  проведению интерактивного инсценированного представления «По страницам англоязычной литературы».

В заключении хочется еще раз подчеркнуть, что организация и проведение Фестиваля языков и культур в Гуманитарном лицее создает для учащихся положительную мотивацию к дальнейшему изучению иностранных языков, а также формирует ситуацию успеха, где каждый ребенок может найти занятие в соответствии со своими способностями и интересами.  Эта эффективная педагогическая практика  является благодатной почвой  для сотрудничества тьюторов и учителей иностранного языка, помогает поддерживать  уклад, атмосферу и традиции  нашего образовательного  учреждения, а также создает условия для формирования устойчивого детского коллектива как средства развития личности, что соответствует «механизмам, предусмотренным Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности». [1. Раздел 1]

 

Список литературы:

  1. "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года.»  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р, г. Москва
  2. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ