Шрифт
Цвета
Изображения
Выключить
arrow_upward
Версия для слабовидящих людей remove_red_eye
menu

Дискуссионные площадки и педагогические мастерские Сергея Юрьевича Степанова

Изображение к новости

1 ноября 2018 года в рамках Всероссийского форума образовательных практик состоялись одни из самых ярких событий для педагогов – дискуссионные площадки и педагогические мастерские Сергея Юрьевича Степанова, доктора психологических наук, профессора общеинститутской кафедры психологии образования Института педагогики и психологии образования ГАОУ ВО МГПУ, по темам:

  • «Демистификация проблемы одаренности и творчества»;
  • «Рефлексивные и полилогические технологии организации сотворческого взаимодействия педагога и детей»;
  • «Сотворчество в образовании: риски и перспективы».

Сергей Юрьевич познакомил с результатами научных исследований о дивергентном мышлении и его динамике в школе, представил анализ лонгитюдных исследований интеллекта, одаренности и успешности. Так, например, согласно теории «интеллектуального порога» Е. Торренса, если IQ ниже 115-120, то интеллект и креативность образуют единый фактор, при IQ выше 120 креативность становится независимой величиной, т.е. нет креативов с низким интеллектом. Но есть интеллектуалы с низкой креативностью. Соответственно, обогащение образовательных программ с целью развития одаренности может осуществляться с помощью следующих стратегий:

1 тип: помочь всем учащимся соприкоснуться с новыми темами, идеями, областями знаний, которые обычно не затрагиваются в традиционном школьном обучении. Цель – выявление и развитие интересов, которые определят выбор обогащения второго типа.

2 тип: на основе групповых занятий формирование умений и навыков, без которых невозможна реализация интересов. Дети (с высоким интеллектом) избегают однообразной работы, которая необходима для формирования навыков и умений. Цель – развитие познавательных и эмоциональных процессов и способностей.

3 тип: развитие креативных и познавательных потребностей детей. Цель – развитие самостоятельной исследовательской и художественной активности в соответствии с ранее проявившимися склонностями. Одаренные дети весьма болезненно воспринимают бесполезную работу «в ящик». Сверхзадача учителя — помочь им найти, как претворить в жизнь результат самостоятельной работы.

Неразрешимая проблема психологии и педагогики одаренности – как учить и воспитывать одаренных и, так называемых, сложно обучаемых детей – может преодолеваться на основе одаривающей педагогики сотворчества. На современном этапе педагогика сотворчества выступает альтернативой технотронному прогрессу и дегуманизации. Научными истоками выступают гуманистическая философия и методология Н. Бердяева, М.М. Бахтина, Г.С. Батищева, В.С. Библера и др., а также культурно-деятельностный подход в психологии Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, В.В. Давыдова, А.Г. Асмолова, С.Ю. Степанова. Теоретические и практические аспекты педагогики сотворчества томские учителя осваивают в рамках Федеральной инновационной площадки (ФИРО). Поэтому вторая часть сессий Сергея Юрьевича Степанова проходила в формате дискуссии с непосредственными участниками площадки, педагогами-инноваторами. Проектная группа педагогов под руководством Печерица Э.И., научного руководителя федеральной инновационной площадки, представила результаты инновационных практик. Сергей Юрьевич организовал взаимодействие участников в формате освоения новых сотворческих технологий: композиция зон развития, полипленум, коктейлирование, рефлексивно-образные инверсии.

   

В сессиях Сергея Юрьевича Степанова приняли участие 97 человек, учителя разных предметных областей Томской области и других регионов России. Участники выразили благодарность Сергею Юрьевичу и организаторам Форума – ТОИПКРО: «Спасибо за то, что приглашаете таких прекрасных людей, профессионалов, за возможность учиться у ведущих ученых и специалистов!»

 

Печерица Э.И., к.п.н., доцент кафедры гуманитарного образования ТОИПКРО