Шрифт
Цвета
Изображения
Выключить
arrow_upward
Версия для слабовидящих людей remove_red_eye
menu

Открытая гостиная ТОИПКРО

12 сентября 2018 Событие
Изображение к новости

11 сентября в рамках «Открытой гостиной ТОИПКРО» состоялась встреча с Юлией Койновой-Цёльнер (Julia Koinova-Zoellner), научным сотрудником кафедры общей дидактики и эмпирического исследования урока факультета педагогики Технического университет Дрездена (ТУД), чьи научные интересы включают общую дидактику и совместное обучение, командно-педагогические и педагогические отношения в школьном образовании, сравнение международного опыта обучения в школах и высших учебных заведениях, межкультурное общение, миграцию детей.

Встреча носила доброжелательный и непринужденный характер, в ней обсуждались педагогические проблемы Германии и Российской Федерации в настоящий момент.

Юлия рассказала сотрудникам ТОИПКРО об основных чертах современной системы образования в Германии, о трансформации роли учителя в современном мире.

 

Из беседы:

- Мы живем в быстроменяющемся мире, где объем новой информации удваивается каждые два года. И учитель уже не единственный источник информации. Это значит, что учитель сегодня не нужен?

- Да нет, как раз теперь он и необходим. Но происходит трансформация важности учителя – от вещания он должен перейти к общению с учениками. Сравнивать учителя начала 20 века и 21 века не имеет сегодня никакого значения. Изначально учитель – носитель знаний. Исторически сложилось так, что доступ к книгам, а, значит, к знаниям означал некое богатство. И человек, обладающий знаниями – знахарь, шаман, лекарь, писарь и учитель в том числе – вызывал уважение. Его слово, словно неотвратимый закон, было истиной в последней инстанции. Поэтому и относились к нему с особым пиететом. Еще вчера учитель, стабильный учебник и дополнительная литература были главными источниками знаний. Но изменилось время, способы получения знаний, изменилось предназначение школы.

Беда детей, не умеющих формировать собственного отношения к знаниям, в том, что они, не имея собственного сформированного мнения, принимают всю информацию, свалившуюся на них в сети Интернет, за чистую монету. И происходит манипуляция детскими душами и умами.

И важность учителя сводится сейчас к тому, что именно он создает учебное пространство, в котором может состояться учебный диалог о знании: что значит именно это знание конкретно для меня? Какую пользу оно мне принесет? Почему оно актуально вчера, почему мы говорим о нем сегодня и почему это может быть важно и значимо завтра?

Нужно не только знать, нужно иметь отношение и не насильно – это не катехизис – создавать учебное пространство, где есть возможность понять это знание, построить связи в этом комплексном мире, в окружающей среде, которая постоянно изменяется, найти себя в этом знании, выработать свою точку зрения.

Проблема сегодняшнего учительства заключается в том, что не все видят свою задачу именно в этом. Многие идут по тому традиционному пути, когда учитель лишь носитель и передатчик знания. Вопрос: какого? Важно понять, что сегодня учитель не может все знать! Нет сегодня абсолютного знания, и нет абсолютного источника знаний.

- Раньше априори было так: ученик ничего не понимает, я ему сейчас в классе расскажу. А теперь он пришел – и уже что-то знает. Теперь урок – это беседа большого специалиста с маленькими, но тоже специалистами.

- Большинство учителей прежней, советской школы были ориентированы на обучение детей основам научных знаний с помощью репродуктивного метода, в основу которого было положено воспроизведение текста учебника. А сейчас учитель не актер, а режиссер-постановщик урока, о чем мы говорили выше. И вся структура, и содержание обучения должны включать вопросы возможностей наших учащихся: «С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Требования должны быть прежде всего разумными. Если приказать своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я в праве ожидать выполнения моих приказаний, потому мои приказы разумны» (Антуан де Сент-Экзюпери) …