Шрифт
Цвета
Изображения
Выключить
arrow_upward
Версия для слабовидящих людей remove_red_eye
menu

Тематические творческие лаборатории «Преподавание русского языка в условиях модернизации современного гуманитарного образования»

Изображение к новости

В рамках Форума образовательных практик 1 ноября 2017 г. для учителей русского языка и литературы прошли тематические творческие лаборатории и мастер-класс по анализу лирического текста:

  • Создание учебного проекта на уроках русского языка на основе текста. (Руководители: Мячина Н.Г., Русинова Н.Н.).
  • Работа со словом как средство формирования коммуникативной компетенции школьников. (Руководитель: Бурцева Е.В.);
  • Филологическое исследование слов-концептов в рамках ученических проектов. (Руководитель: Федянина Г.И.);
  • Конвергенция в педагогической практике: взаимопроникновение технологий исследования, текстотворчества  и журналистики. (Руководитель: Куренкова В.А.);
  • Внеурочная деятельность как  ресурс формирования языковой личности. (Руководители: Безменова Л.Р. , Подрезова И.И.);
  • Мастер-класс по анализу лирического текста (Щетинин Р.Б.).

Творческие лаборатории, несмотря на разную тематику, объединяла работа со словом.

Так, участники лаборатории «Создание учебного проекта на уроках русского языка на основе текста» познакомились с технологией создания учебного проекта и возможностями включения его в урок; получили возможность заняться аналитической работой с текстом, поупражняться в создании собственных текстов и иллюстраций к ним.

Целью лаборатории  «Работа со словом как средство формирования коммуникативной компетенции школьников» было  продемонстрировать алгоритм работы со словом, который даёт наиболее полное знание о понятии, существующем в сознании носителя языка, и его соотнесённости со словом, обозначающем данное понятие. Предлагаемый алгоритм особенно уместен при знакомстве с новым для обучающихся словом, при работе с ключевыми словами исходного текста или при подготовке к написанию самостоятельной творческой работы, его можно использовать и при подготовке индивидуальных проектов учащихся. Участники лаборатории имели возможность пройти весь путь работы с лексическим значением слова: от лексического значения к словесному образу, ассоциативным цепочкам и созданию собственного теста.

В ходе работы лаборатории «Филологическое исследование слов-концептов в рамках ученических проектов» учителя получили представление, как создавать ученические проекты со словами-концептами, как включить работу с духовно-нравственной лексикой, важной для изучения культурного наследия страны, в  урок литературы.

В лаборатории «Конвергенция в педагогической практике: взаимопроникновение технологий исследования, текстотворчества  и журналистики» участники могли познакомиться с уникальной технологией, разработанной учителем МАОУ СФМЛ В.А. Куренковой, не имеющей аналогов в современной педагогической практике. Глубокая проработка сложных понятий «медиа», «информация», «коммуникация», «конвергенция» позволяет формировать у школьников коммуникативную компетенцию, вместе с учителем прийти к осознанию, что главная цель читателя через текст выйти на авторскую систему ценностей, реконструировать авторскую модель мира. При этом понятие «конвергенция» помогает соединить такие направления деятельности, как исследование художественных текстов, написание авторских текстов и создание издательских проектов. Участники лаборатории обучались применению на практике методов анализа, сопоставления, синтеза, абстрагирования и пришли к пониманию того, что каждый художественный текст – есть уже исследование.

Целью руководителей лаборатории  «Внеурочная деятельность как ресурс формирования языковой личности школьника» было обучить участников созданию банка форм внеурочной деятельности по русскому языку с помощью технологий «Скрайбинг» и «Кейс-стади». Участники познакомились с пятью направлениями внеурочной деятельности, которые затем представили с помощью скрайбинга (визуализация сложного смысла простыми образами); учителя  работали в группах, анализируя кейсы, выбирали определённые формы внеурочной деятельности, исходя из заданного направления; отрисовка образов (форм внеурочной деятельности) происходила в процессе донесения информации, а в качестве резюме нужно было предложить альтернативную интерпретацию аббревиатуры ВУД (внеурочная деятельность).

В рамках форума прошёл мастер-класс Щетинина Р.Б. «Смысловой анализ поэтического текста». Присутствующим были предложены различные примеры работы с поэтическим текстом, направленные на смысловой анализ текста: вставка недостающего слова, эпитетов, глаголов, восстановление названия стихотворения. Все эти приёмы продемонстрировали важность каждого слова в стихотворении, позволили каждому участнику быть соавтором известного поэта.

Учителя русского языка и литературы Томской области, С.Г. Малярова

Смысловой анализ лирического текста, Щетинин Р.Б.

Фото мероприятия

Заведующий кафедрой гуманитарного образования С.Г. Малярова