Формирование социальной успешности

Итоги работы участников семинара-практикума «Формирование социальной успешности обучающихся через создание педагогических условий в урочной и внеурочной деятельности в свете общенациональной Стратегии развития воспитания»

18 ноября 2016 года в рамках общей программы работы Межрегионального форума образовательных практик – 2016 прошел семинар-практикум «Формирование социальной успешности обучающихся через создание педагогических условий в урочной и внеурочной деятельности в свете общенациональной Стратегии развития воспитания», организованный отделом духовно-нравственного воспитания. На семинаре присутствовали 52 руководящих и педагогических работника, педагоги-координаторы благочиния церквей Томска и Северска из образовательных организаций г. Томска, ЗАТО Северск, Томского, Бакчарского районов.

Эпиграфом к семинару стали слова «Цветы не рвать или нравственность как основа успешности…».

В ходе семинара были рассмотрены вопросы, касающиеся способов формирования системы ценностных ориентиров воспитания и социализации обучающихся, а также приоритетные задачи Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года как основного документа реализации государственной политики в РФ в области воспитания.

Как воспитать успешного ученика?

Какие нравственные ценности влияют на успешность ребенка?

Каковы сегодня критерии успешности?

Тема формирования жизненно успешной личности приобрела в последнее время в нашей стране особую актуальность и остроту.

Переход к новой системе социально-экономических отношений вызвал кризисные, сопровождающиеся стрессами изменения в условиях жизни людей, в их ценностных ориентациях и в целом привел к ухудшению социального здоровья общества. Эти изменения оказали негативное влияние прежде всего на молодое поколение и привели к тому, что большое количество юношей и девушек, вступающих в жизнь, испытывают трудности в процессе социализации, которые проявляются в виде личной неуспешности, отсутствии способности к профессиональной ориентации и переориентации, невыраженной ответственности перед самим собой, своей семьей.

Для обеспечения адекватного восприятия мира молодыми людьми необходимо формирование социальной компетентности, которая предполагает воспитание таких качеств как гражданственность, патриотизм, ответственное отношения человека к состоянию того общества, в котором он живет, и способность проектировать жизненный успех и достигать его. Поэтому задача воспитания успешной личности определена как приоритетная в Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года. В качестве приоритетной задачи государства в сфере воспитания детей, провозглашенной в Стратегии развития воспитания, является задача «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины».

Стратегия формирует мощную систему противодействия националистическим, экстремистским вызовам и рискам в сфере современного детства.

Однако само понятие жизненной успешности является весьма неоднозначным. С.И.Ожегов [8, с.826] трактует успех как удачу в достижении чего-нибудь и общественное признание. В “Кратком толковом словаре русского языка” [4, с.192] успех рассматривается как положительный результат какого-либо дела, достижения в чем-нибудь и признание успешный - такой, который дает положительные результаты, заканчивается успехом.

Существуют и другие определения, но ни одно из них не дает полного и однозначного ответа на те вопросы, которые из века в век задает себе человечество: в чем же именно заключается жизненный успех и какого человека можно назвать успешным? Что предпочтительней: многомиллионное состояние или душевное спокойствие? Какую роль в собственной успешности играет человек? Или успех - это дело случая, удачи, Фортуны? Что помогает достичь успеха? Какие качества человека помогают ему двигаться вверх по социальной лестнице? Какие законы определяют это движение? И? самое главное, зачем человеку нужно быть успешным?

Категории успеха и жизненной успешности человека являются предметом исследования психологии (А.Маслоу, Д.МакКелланд, Дж.Аткинсон), социологии (П.Сорокин, Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, К.Девис, У.Мур, М.Вебер, У.Уорнер), педагогики (Дж.Дьюи, А.С.Белкин), социальной работы (М.Ричмонд) и социальной педагогики (М.А.Галагусова, А.В.Мудрик), литературы (Ф.М.Достоевский, П.Коэльо) и конечно же философии (Ф.Ницше, Ч.Пирс, В.Джемс, С.Хук, Ф.Шиллер, Э.Фромм).

По мнению Коэльо, успешный человек - это прежде всего человек, осознавший самого себя, свои способности, таланты, склонности, мечтания как собственное предназначение, ведь “каждый человек, чем бы он не занимался, играет главную роль в истории мира” [3, с.220]. Только познание и принятие самого себя дает человеку веру в свои возможности и способность реализовать свои мечты. Только осознание своей Судьбы, своего пути как смысла жизни приносит человеку ощущение жизненной полноты, счастья, душевного равновесия, а значит - делает успешным.

Обобщая вышесказанное, обратимся снова к стратегиям жизненной успешности, для которых характерной является установка “иметь”. Можно ли считать такую личность по-настоящему успешной? Вряд ли. Вечная погоня за материальными ценностями никогда не приносит полного удовлетворения (ведь всегда есть кто-то, у кого чего-то больше) и, в конце концов, приводит к душевному опустошению. Формирование личности, девизом которой станет “быть”, как по-настоящему успешной, направленной на самопознание, самоактуализацию, самосовершенствование и самореализацию - вот задача, которая стоит сегодня перед нашим обществом и школой как его основным институтом. Ведь именно за такими личностями будущее.

Итак, задача школы, общества и государства должна быть общей: показать человеку путь высшего развития – духовный.

Те ориентиры, которые изложены в Стратегии, должны стать основой для дальнейшей разработки и реализации программ, планов мероприятий, на всех уровнях – от школы, муниципалитетов и до регионального и федерального уровня

В работе семинара-практикума приняли участие педагоги-психологи МАОУ СОШ № 56 Гуслова И.В., Иванова А.В., которые провели мониторинг текущего состояния педагогического сообщества: «Шкала жизненных ценностей». Вызвали интерес и практическая работа с использованием технологий деятельностного типа «Рефлексия как одна из ступеней на пути к успешности» Власенко Т.Г., учителя нач. классов МАОУ гимназии № 56, и деловая интерактивная игра «Формирование одаренности у обучающихся» Успеховой М.В., заместителя директора по УВР МАОУ гимназии № 56.

В конце семинара организаторы предложили создать модель жизненной успешности, начав со слов «Я хочу, чтобы в моем ученике было …». По мнению учителей, успешный человек, прежде всего, это здоровый человек, уверенный в себе мастер своего дела, профессионал. Он умеет ставить и достигать цели, всегда имеет свое мнение, уверен в своем завтрашнем дне, имеет хорошее образование и несет ответственность за свои поступки. При этом успешный человек не стремится к приобретению каких-либо вещей. Главное для него – реализовать свои таланты и способности. А достичь этого он сможет благодаря собственной целеустремленности и активности, а учитель – это помощник в самореализации.