Итоги АВГУСТ.PRO для учителей русского языка и литературы

11:38 30 августа 2021
Подразделения: Центр развития педагогического мастерства Уровни образования и предметы: Русский язык и литература

На педагогическом форуме «АВГУСТ.PRO: матрица педагогических изменений. Воспитать человека» 18 августа 2021 года для учителей русского языка и литературы была проведена онлайн-конференция «Школьное филологическое образование глазами учителя ХХI века. Вызовы нового десятилетия». Свой опыт работы на ней представили учителя-словесники школ города Томска и Томской области:

Александрова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Зональненская СОШ» Томского района, представила опыт работы по развитию творческих способностей школьников на примере ежегодного кинофестиваля «Литература и кино», работы «Театра нашего двора» и внеурочной деятельности «Олимпиадное движение». Елена Владимировна убеждена, что детям нужно давать возможность участвовать в съёмках фильма по произведению любимого автора – в качестве актёра, режиссёра, автора сценария, монтажёра – или выйти на сцену школьного театра в одном спектакле с учителями, а если не удалось сыграть роль, то проявить себя в изготовлении декораций или костюмов. Наконец, проанализировать текст вне школьной программы на занятии для желающих в «Школе юного филолога»;

Безрукова Ирина Андреевна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии     № 18 г.Томска, в выступлении по теме «Опыт реализации персонализированного подхода к обучению на уроках литературы» рассказала об инструментах, которые  она использует для интегрирования персонализированного подхода к обучению в традиционную школьную систему, в их числе:

  1. цифровая образовательная платформа «Сберкласс» как инструмент персонализированной модели образования, позволяющий ученику создать собственную образовательную траекторию и достичь шкалированной учебной цели в рамках модуля, содержащего избыточное количество разноуровневых заданий. Модуль представляет собой тему или блок тем, объединенных общей базовой идеей, то есть это урок или цикл уроков по произведению;
  2. воркбук – рабочая тетрадь с вопросами и заданиями разного уровня как альтернатива эвристической беседе, позволяющая ученику изучить художественное произведение по заранее разработанному учителем маршруту, а учителю включить в урок каждого ученика и оценить его уровень освоения материала;
  3. зарисовка – инструмент, позволяющий обучающемуся переработать сложный литературный текст в образы и схемы (параллельно происходит его понимание, а значит, говорить о произведении ученику проще), получить опыт критического и творческого мышления, что  способствует лучшему восприятию текста, так как вырабатывается предметный навык через soft skills. В результате учитель получает больший процент обучающихся, читающих полные тексты, а не краткое содержание произведений, получает возможность погрузить в текст обучающихся с ОВЗ и оценить их работу, и все это ведет к росту качественных показателей уровня освоения материала;

Вегнер Анастасия Александровна, молодой специалист, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 36 г.Томска, в выступлении по теме «Музейные уроки в образовательном пространстве современной школы» рассказала, как на уроках русского языка и литературы она использует экспонаты школьного музея «Мир народной игрушки», которые помогают расширять кругозор учащихся, формировать у них цельное представление об эпохе и культуре прошлых веков;

Виноградова Елена Алексеевна, методист по русскому языку и литературе издательства "Русское слово", в видеоролике «Проектная деятельность как эффективная практика достижения метапредметных результатов (УМК по филологии) рассказала о преемственности в организации проектной деятельности и об эффективности ее применения на уроках литературы;

Ерёмина Ирина Владимировна, Крицкая Людмила Ивановна, Чумаченко Ольга Валерьевна, учителя русского языка и литературы МАОУ «Молчановская СОШ № 1» Молчановского района, рассказали о системе внеклассной работы по русскому языку и литературе, сложившейся в их школе;

Краснова Галина Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 5 г.Колпашево, поделилась опытом использования сервиса Google Forms в  урочной и внеурочной деятельности по русскому языку и литературе;

Коряковцева Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 30 г.Томска, в своем выступлении поделилась приемами развития навыков смыслового чтения у обучающихся;

Неизвестных Надежда Георгиевна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Кожевниковская СОШ» Кожевниковского района, рассказала о приемах работы, помогающих выстраивать работу с текстом на уроках русского языка и литературы;

Лубяная Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 58  г.Томска, дала методические рекомендации по организации учебного процесса с применением информационно-коммуникационных технологий, сделала обзор информационных технологий, ресурсов, образовательных порталов и сайтов, которые можно использовать в преподавании русского языка и литературы;

Луканина Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ лицея № 8 имени Н.Н. Рукавишникова г.Томска, представила анализ лирического произведения  в форме совместной творческой работы учителя и ученика;

Мелитдинова Лидия Темирхановна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Нелюбинская СОШ» Томского района, поделилась опытом организации школьного проекта «КиноКлуб»;

Москвина Ирма Карловна, учитель литературы МБОУ Академического лицея имени Г.А. Псахье г.Томска, в выступлении «Роль внеурочной деятельности и элективных курсов в организации процесса углубленного изучения литературы в старших профильных классах СОО» представила опыт проведения занятий элективного курса «Слово – образ – смысл: литературоведческий анализ лирического произведения» и реализации программы   внеурочной деятельности обучающихся «Клуб общения «Единая планета»;

Мурзина Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Белоярская СОШ № 1» Верхнекетского района, рассказала об образовательном потенциале технологии «проектная задача» при организации школьного филологического образования;

Мячина Наталья Григорьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ гимназии № 26 г.Томска, заслуженный учитель РФ, в выступлении «Изучение региональной литературы как ресурс организации образовательной и воспитательной деятельности обучающихся» представила различные формы работы с региональными текстами на учебных занятиях (учебный курс «Литературное наследие Сибири»), во внеурочной и внеклассной деятельности, которые способствуют личностному развитию обучающихся, популяризации духовного наследия писателей и поэтов г.Томска и позволяют организовать тесное взаимодействие всех участников образовательного процесса: обучающихся, педагогов, родителей;

Подрезова Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ      № 36 г. Томска, заслуженный учитель РФ, в видеоролике «Современные технологии как средство формирования читательской компетентности обучающихся» рассказала о таких технологиях, как проектная деятельность и технология образовательных квестов, которые помогают ей развивать познавательную и творческую активность обучающихся, способствуют формированию читательской компетентности, обеспечивают  общекультурное, личностное, познавательное развитие детей. В видеоролике представлены оригинальные проекты «Коллективная книга», «Классные сказки», «На асфальте города…»;

Силантьева Ульяна Александровна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Тунгусовская СОШ» Молчановского района, поделилась опытом подготовки обучающихся к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе; учитель продемонстрировала, как с этой целью она использует приёмы «сжатый конспект» и «составление схем»;

Тилькунова Лариса Михайловна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Тунгусовская СОШ» Молчановского района, рассказала о том, как она применяет прием «Ортологический тренаж» на уроках русского языка с целью повышения речевой культуры учащихся и подготовки к различным исследованиям качества образования;

Толченникова Валерия Вячеславовна, учитель русского языка и литературы МАОУ «Тунгусовская СОШ» Молчановского района, в своем выступлении по теме «Методика подготовки учащихся к исследованиям по ЕСОКО: читательская грамотность в рамках исследования PISA» раскрыла понятие «читательская грамотность» в рамках исследования PISA, рассказала,  какие умения проверяются в ходе данного исследования, познакомила с приемом «погружение в текст художественного произведения», позволяющим  совершенствовать читательскую грамотность обучающихся;

Томилова Виктория Александровна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 2» г.о. Стрежевой, поделилась опытом работы с детьми-инофонами;

Шитакова Мария Валерьевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 1 села Александровское Александровского района, рассказала об использовании онлайн-площадок и интернет-ресурсов для организации дистанционных занятий по русскому языку и литературе.

Распоряжение ДОО ТО от 06.09.2021 № 1437-р “Об итогах региональной конференции «Школьное филологическое образование глазами учителя XXI века Вызовы нового десятилетия»”

Старший преподаватель кафедры РПМ Малярова С.Г.