Современные формы работы с обучающимися и воспитанниками по военно-патриотическому воспитанию

16:07 27 августа 2018
Подразделения: Уровни образования и предметы: Физкультура и ОБЖ
Современные формы работы с обучающимися и воспитанниками по военно-патриотическому воспитанию

23 августа 2018 года в рамках Августовского образовательного салона прошла работа семинара-практикума «Современные формы работы с обучающимися и воспитанниками по военно-патриотическому воспитанию».

В работе семинара приняли участие 65 педагогов системы общего и дополнительного образования из 15 муниципальных образований Томской области. Семинар проходил на двух площадках - в Центре патриотического воспитания ОГБОУДО «ОЦДО» (теоретическая часть), и на учебно-тренировочном полигоне "Гарнизон" в Головино (практическая часть). Модератор семинара - Доманевский Анатолий Александрович, начальник центра патриотического воспитания ОГБОУДО «ОЦДО». Спикеры - Воронина Зинаида Михайловна, специалист по учебно-методической работе кафедры здоровьесберегающих технологий и развития образования детей с ОВЗ ТОИПКРО; Сошенко Ольга Николаевна, методист центра патриотического воспитания ОГБОУДО "ОЦДО".

Открывала работу семинара Рогунова Олеся Александровна, главный специалист комитета воспитания и дополнительного образования Департамента общего образования Томской области. На семинаре педагоги об­су­ди­ли воп­ро­сы развития сис­те­мы патриотического воспитания обучающихся Томской области.

«Организация патриотического воспитания в образовательных организациях и учреждениях дополнительного образования Томской области» - тема доклада спикера семинара Доманевского Анатолия Александровича. Он рассказал о работе регионального штаба «Юнармия» и проведении совместных региональных мероприятий, о необходимости создания юнармейских отрядов на муниципальном уровне, это могут быть и муниципальные учебно-методические площадки или муниципальные центры по подготовке детей и молодежи к службе в ВС РФ на территории Томской области. «Юнармия» - это одно из направлений вовлечения детей в военно-патриотический воспитательный процесс.

В рамках реализации проекта "Развитие системы патриотического воспитания обучающихся Томской области" был представлен опыт работы вновь созданных центров и муниципальных учебно-методических площадок патриотического воспитания обучающихся в с. Кожевниково, с. Подгорном, г. Северске, а также создание юнармейских отрядов в образовательных организациях:

  • «Реализация проекта"Развитие системы патриотического воспитания обучающихся Томской области» - Сошенко Ольга Николаевна, методист центра патриотического воспитания.

В данном выступлении была представлена система работы центра патриотического воспитания ОГБОУДО "ОЦДО" по выстраиванию муниципальных систем, а именно организация работ муниципальных центров патриотического воспитания и муниципальных учебно-методических площадок, а также организация и проведение региональных мероприятий для детей, педагогических работников, для образовательных организаций, муниципальных органов управления образований, в том числе для руководителей клубов, музеев, детских движений, определяющих патриотическое воспитание. Были предложены разные формы, их опыт работы был представлен тремя районами.

  • «Организация патриотического воспитания в школе, создание муниципального ЦПВ и местного отделения «Юнармия" - Андреева Татьяна Владимировна, учитель физической культуры "Юнармия" МАОУ "Кожевниковская СОШ № 2"

            Данный опыт был определен одной из форм - создание школьного центра патриотического воспитания, для дальнейшего выхода на муниципальный уровень.

  • «Создание муниципального центра патриотического воспитания в ЗАТО Северск» - Ткачева Юлия Геннадьевна, старший методист МКУ ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования».

            Это выступление раскрыло новую форму создания центра патриотического воспитания на уровне города, используя сетевое и межведомственное взаимодействия.

  • «Основные этапы по созданию муниципального ЦВПВ детей и подростков для реализации системной   работы данного направления в Чаинском районе» - Солошенко Янита Олеговна, методист по дополнительному образованию "Чаинский ДДТ". Опыт работы по созданию муниципального центра военно-патриотического воспитания на базе Дома детского творчества определил иную форму построения системы с целью централизации, координации, организации и проведению мероприятий на муниципальном уровне.

Об организации работы с допризывной молодежью в рамках деятельности ДОСААФ России Томской области и проведении региональных мероприятий на своей базе рассказал Кочетков Валерий Васильевич, заместитель по воспитательной работе НОУ ТАШ ДОСААФ России Томской области.

 

Патриотическое воспитание обучающихся должно представлять собой целостный педагогический процесс. «Система военно-патриотического воспитания как совместная деятельность всех субъектов образовательной деятельности» - данная тема была представлена Ворониной Зинаидой Михайловной, специалистом по учебно-методической работе кафедры здоровьесберегающих технологий и развития образования детей с ОВЗ ТОИПКРО. Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематически осуществляемая целенаправленная деятельность образовательного учреждения совместно с местными органами власти, общественными организациями и объединениями, учреждениями дополнительного образования. Комплексная модель по военно-патриотическому воспитанию должна включать в себя учебную и внеурочную деятельность, предметно-пространственную среду образовательной организации, взаимодействие с социальной средой (семья, социальные партнёры). Показателем эффективности патриотического воспитания является формирование и развитие у обучающихся и воспитанников социальной активности, которая проявляется в социальных и гражданских акциях, традиционных праздниках, творческих конкурсах разного уровня.

Особое внимание было уделено роли олимпиад по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в формировании как технологической культуры школьников, так и культуры их личной безопасности. В предметных олимпиадах и конкурсах участвуют дети, показывающие особые, выдающиеся способности и достижения в той или иной сфере деятельности. Это традиционная форма работы с одаренными детьми.Тема «Индивидуальная траектория подготовки обучающегося к ВСОШ» была представлена Пяткиной Еленой Леонидовной, учителем ОБЖ МАОУ гимназия № 6 г. Томска.  В своем выступлении она отметила, что олимпиады способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности, подготовки учащихся к получению высшего образования, творческому труду в разных областях, научной и практической деятельности.Основной момент который помог достичь высоких результатов при подготовке к Всероссийской олимпиаде школьников - это работа самого ребенка по программе дополнительного образования: участие в соревнованиях по пожарно-прикладному спорту, в соревнованиях по туризму, по поисково-спасательному спорту, в городской военно-патриотической программе «Память», что дает ребенку возможность получить практический опыт участия в соревнованиях разного уровня, необходимые метапредметные навыки, расширить кругозор и способность быстро приспосабливаться к меняющимся условиям среды.О специфике проведения регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по ОБЖ рассказал Ведерников Иван Дмитриевич, учитель ОБЖ ОГБОУ КШИ «Томский кадетский корпус»

 

Практическая часть работы секции была продолжена на учебно-тренировочном полигоне "Гарнизон" в Головино, где состоялась презентация и обсуждение эффективных форм работы с обучающимися по военно-патриотическому воспитанию (организация пятидневных учебных сборов, летних профильных смен), использование современных образовательных технологий и методик при изучении военного дела. Об организации работы с допризывной молодежью ВКТО рассказал Меркотан Денис Викторович-помощник Военного комиссара Томской области. Были проведены 6 мастер-классов по метанию гранат, разборке-сборе автомата, стрельба из автомата, стрельба из МК-винтовки и пистолета, оказание первой медицинской помощи, умение применять средства защиты от оружия массового поражения. На данных мастер-классах инструктора показали свой опыт работы с детьми по проведению занятий, а ребята-юнармейцы продемонстрировали участникам семинара приобретенные ими знания, умения и навыки.

Высокая заинтересованность педагогов, обсуждение выступлений, многочисленные вопросы - показывают актуальность тематики семинара. По мнению участников семинара, патриотическое воспитание как никогда требует пристального и постоянного внимания в воспитательном процессе детей и подростков, как будущих защитников своей страны.

Организаторы выражают благодарность всем участникам семинара за активную и плодотворную работу.

Фото мероприятия

З. М. Воронина, специалист по УМР кафедры здоровьесберегающих технологий и развития образования детей с ОВЗ ТОИПКРО