Итоги совещания муниципальных координаторов по вопросам предпрофильной подготовки и профильного обучения

12:41 08 декабря 2020
Подразделения: Центр управления образованием

04 декабря 2020 года состоялся семинар-совещание «Организационное сопровождение реализации Концепции профильного обучения в системе общего образования», который организавали и провели сотрудники кафедры управления и экономики (КУиЭО) ТОИПКРО в режиме видеоконференцсвязи. В течение двух часов 24 представителя всех муниципальных органов Томской области, осуществляющие управление в сфере образования, обсуждали итоги организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в 2020 году и вопросы, связанные с изменениями нормативно-законодательной базы федерального уровня.

В 2020 году актуальным стал вопрос об организационном сопровождении реализации Концепции профильного образования в соответствии с Федеральным законом от 02.12.2019 № 403-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»». В этой связи, как отметили большинство координаторов, необходимо постоянное сопровождение процесса планирования образовательной деятельности. Об алгоритме анализа организационного раздела основной образовательной программы (учебных планов и планов внеурочной деятельности) рассказали Астапова Е.В., ст. преподаватель КУиЭО ТОИПКРО, и Аксиненко О.С., ведущий специалист по учебно-методической работе Отдела развития образования и мониторинга Управления образования Администрации Томского района.

Поскольку важно решить задачу перехода профильного обучения в новое правовое поле, необходима координация на муниципальном уровне деятельности общеобразовательных организаций по приведению в соответствие всех локальных нормативных актов. Сделав обзор основных распорядительных документов федерального уровня, Астапова Е.В. подробно остановилась на форме договора для сетевых форм реализации образовательных программ, разработанном в Министерстве Просвещения РФ, и Порядке зачёта результата. Механизмы внедрения новых алгоритмов деятельности управленческих команд при организации профильного образования в школах подробно рассматриваются в разъяснительных документах Министерства Просвещения РФ. Эти документы в ближайшее время будут направлены каждому муниципальному координатору для использования в работе.

По мнению регионального координатора, особое внимание в 2021 году следует уделить организации условий для реализации предпрофессиональных программ. Здесь возможно опираться на опыт организации медицинских классов. О создании организационных условий и мерах, принятых Департаментом общего образования Томской области, рассказала в своём выступлении Мелентьева А. Н., начальник управления нового набора студентов, кандидат фармацевтических наук ФГБОУ ВО СибГМУ Минздрава России.

В ходе совещания участникам были представлены итоги реализации региональной Концепции профильного образования. В целом, многие из намеченных на 2020 год задач были достигнуты: осуществлен переход на ФГОС СОО; организованы профильные группы и классы; увеличилось с 3-х до 35-ти количество сетевых образовательных программ; в 9-ти муниципалитетах были организованы профильные классы с предпрофессиональными программами. В 2021 году эта работа продолжится.

Вместе с тем, в следующем году координаторам необходимо обратить особое внимание на предпрофильную подготовку обучающихся общеобразовательных организаций. В Томской области накоплен немалый опыт процесса интеграции предпрофильной подготовки и профильного обучения, одним из современных инструментов которой является муниципальный Навигатор профильного обучения. Наиболее успешным в этой области является опыт Департамента города Томска, который представила Преображенская С.А. После обсуждения её выступления, участники совещания пришли к выводу, что разработку Навигатора необходимо начинать уже в феврале-марте текущего учебного года.

В целом, в следующем году координаторам необходимо сосредоточиться на решении трех важнейших задач: повышении уровня профессиональной подготовки руководителей общеобразовательных организаций по вопросам предпрофильной подготовки и реализации основной образовательной программы на основе ФГОС СОО; организации условий для реализации в школах предпрофессиональных программ; создании муниципальных сетевых базовых школ профильного образования.

Подводя итоги, Астапова Е.В. отметила, что за прошедший год муниципальными координаторами по реализации Концепции профильного образования была проделана очень большая работа, и эта деятельность даёт стабильный положительный результат.

Астапова Е.В., старший преподаватель КУиЭИ ТОИПКРО