Теоретические и практические аспекты преподавания

Глубоко убежден, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности. Только сильные духом и чистые сердцем люди справятся с проблемами, стоящими перед современным миром.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Среди многих школьных предметов дисциплины духовно-нравственной направленности занимают особое место. Это прежде всего потому, что государство рассматривает воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет (национальную идею). Утверждена новая парадигма воспитания, ориентированная не на политические установки, а на общепризнанные мировоззренческие ценности. Комплексный курс «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе и предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в средней школе являются неотъемлемым компонентом системы духовно-нравственного развития и воспитания школьников. 

Специфика повышения квалификации учителей комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» отражается в возросшей актуальности проблемы качества деятельности учителей по реализации учебного курса в образовательных организациях в современных условиях: в условиях введения ФГОС общего образования, профессионального стандарта педагога. Это требует постановки задачи совершенствования методологической культуры учителя ОРКСЭ:

  • понимание основных тенденций развития образования в условиях его стандартизации;
  • использование современных методологических подходов к преподаванию;
  • осознание того, что преподавание осуществляется в поликультурном пространстве.

Курсы повышения квалификации по программе «Теоретические и практические аспекты преподавания духовно-нравственных дисциплин (ОРКСЭ, ОДНКНР)», организованные отделом духовно-нравственного воспитания с 15 по 31 марта 2017 года, были нацелены на формирование профессиональных компетенций педагога, способного обеспечить выполнение профессиональной деятельности в области преподавания основ религиозных культур и светской этики в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.

Программа курсов была направлена на решение следующих задач:

  • изучение и анализ нормативно-правового обеспечения реализации государственной политики в области духовно-нравственного образования и воспитания;
  • формирование условий для использования педагогами содержания дисциплин духовно-нравственной направленности в качественно новых педагогических условиях, предполагающих как высокий понятийный уровень, так и наличие собственной позиции по отношению к материалу;
  • изучение методологических принципов, содержания и структуры духовно-нравственного образования;
  • освоение современных педагогических стратегий, методик, форм и видов организации учебной и внеурочной деятельности, знакомство со спецификой тематического планирования и домашних заданий в курсе «ОРКСЭ», проектирование различных видов занятий и освоение критериев оценки эффективности их проведения;
  • актуализация и систематизация имеющихся знаний по вопросам психолого-педагогического сопровождения самоопределения обучающихся в области развития ценностных ориентаций личности, основной акцент в котором делается на принципах формирования нравственного сознания личности.

Актуальность данной программы повышения квалификации подтвердилась и большим количеством слушателей со всей области, и быстрым формированием учебной группы: всего прошли обучение 28 педагогов из 12 муниципалитетов.

Новшеством курсов стало не только содержательное наполнение, но и сама форма проведения – очная с использованием дистанционных образовательных технологий. Материал как очной 40-часовой формы, так и 40-часовой дистанционной формы курсов был структурирован по модульному принципу, т.е. каждый раздел программы представлял целостный, логически законченный тематический модуль.

Дистанционное обучение с помощью виртуальной обучающей среды Moodle предусматривало модульную систему обучения, включающую лекционный материал, пять вебинаров издательства «Просвещения», задания, в том числе и тестовые. В течение всего времени самостоятельного освоения материала слушатели курсов не оставались без методической помощи: педагоги имели возможность через личные кабинеты задать интересующий вопрос и оперативно получить на него ответ. Сопровождение осуществлялось и со стороны заведующего отделом Вымятниной Евгении Борисовны и старшего преподавателя Беккер Натальи Владимировны. Наталья Владимировна также разработала таблицу «Продвижение по курсу», в которой педагоги имели возможность увидеть текущие и итоговые оценки в виде процентной шкалы выполнения заданий, сравнить себя с другими слушателями, может быть, и посоперничать с коллегами.

По окончании дистанционной формы обучения педагоги работали пять дней в режиме активной работы на очных занятиях. Слушатели имели возможность приобрести базовые знания по содержанию предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР и сформировать основные навыки по методике преподавания, познакомились с современными методиками и ИКТ-технологиями преподавания модулей курса ОРКСЭ. Отдельное внимание было уделено специфике организации самих уроков, ведь именно подача материала формирует у школьников интерес к нему. Слушатели изучали культуроведческий подход к обучению детей, а также методики и приемы работы с культурным концептом на уроках. Кроме того, рассматривалось и оценивание результатов занятий.

Предложенная отделом программа позволила существенно пополнить методическую копилку учителей – ведь программа носила практикоориентированный характер: это лекционные занятия протоиерея Александра Атаманова «Культурологический аспект комплексного курса ОРКСЭ на примере модуля «Основы православной культуры»», практические занятия к.фил.н. ТГПУ Милевской Н.И. о методике использования художественной литературы духовно-нравственного содержания в курсе ОРКСЭ/ОДНКНР, лекция ведущего искусствоведа ТОХМ Евтихиевой И.А. «Методика работы с иллюстративным материалом и средствами наглядности на уроках ОРКСЭ/ОДНКНР». Высокую оценку и практическую значимость получили занятия Ивановой Т.Н., заведующего отделом ТОКМ, на базе фондов музея. Слушатели приобрели практические навыки конструирования уроков и различных мероприятий на базе МАОУ гимназии № 56 г. Томска на региональном семинаре в рамках курсов повышения квалификации. Программа семинара знакомила с системой работы гимназии по духовно-нравственному воспитанию и образованию, начиная с начальной школы и заканчивая старшим звеном: она включала открытые уроки, мастер-классы, педагогические мастерские, занятия и др. Поразил разнообразный спектр тематики мероприятий, предложенных педагогами гимназии. Конечно же, особый интерес вызвали уроки ОРКСЭ, на которых свои знания и духовно-нравственные качества продемонстрировали обучающиеся 4-х классов: «Православие о Божием суде», учитель начальных классов Беккер Н.В. (модуль ОПК),  и  «Паломничество и святыни», учитель ИЗО Думлер Т.П. (модуль Мировые художественные культуры).

Кроме того, слушатели курсов смогли увидеть особенности формирования духовно-нравственной позиции обучающихся на занятиях по риторике в 1-ом классе, где малыши знакомились с текстом под руководством учителя начальных классов Москвитиной Е.Ф.  и на занятии-путешествии «Гуси-лебеди» в группе кратковременного пребывания, проведенном  Козловицкой В.Д.

Система работы среднего и старшего звена была представлена учителем английского языка Серяковой Н.В. на уроке в 10-ом классе по теме «Благотворительность» и учителем истории Браун И.И. в 11-ом классе – уроке-диспуте по теме «Общечеловеческие ценности».

Особый интерес слушателей вызвали занятия с разновозрастными группами: причем слушатели курсов могли увидеть эту работу в динамике, начиная с начальной школы и заканчивая старшим звеном. Учителя начальных классов Власенко Т.Г и Пашкова Л.К. работали с группой 3-х и 4-х классов, беседовали о семейных ценностях.  Педагоги Пупасова Е.М. и Мансурова А.Б.  с обучающимися 5-х и 9-х классов выясняли, что такое патриотизм. На занятии в разновозрастной группе с обучающимися 5-го, 6-х, 7-го, 11-го классов, которое проводили учителя русского языка и литературы Михайлова О.Г. и Кожухова О.С., обсуждались духовно-нравственные ценности в произведениях В.Г. Распутина (на примере анализа фрагмента текста повести «Прощание с Матерой»).

Гости гимназии приняли участие в работе мастер-классов  «Пасхальное дерево» под руководством Зоркальцевой О.М.,  учителя русского языка и литературы МАОУ гимназии № 55 им. Е.Г. Версткиной,  и «Олимпиадный тренинг»,  который провела учитель начальных классов МАОУ гимназии № 56 Плетнева М.С. Стендовый доклад «Детская литература и периодическая печать духовно-нравственного содержания» представила заведующая библиотекой Соха О.М.

Завершился семинар необычной педагогической мастерской «Рефлексия как фактор успешности», организованный учителем русского языка и литературы Бакеевым Р.А.

Особенностью программы курсов стал семинар методического Центра основного и среднего общего образования издательской группы «Дрофа - ВЕНТАНА» «Инновационное учебно-методическое сопровождение курса ОРКСЭ/ОДНКНР средствами УМК Объединенной издательской группы «Дрофа - ВЕНТАНА» в условиях реализации требований ФГОС», направленный на методическую поддержку учителей в условиях реализации требований ФГОС.  

Дополнительное профессиональное педагогическое образование рассматривается сегодня не только как условие повышения качества образования, но и как один из факторов развития человеческого капитала.

Предмет ОРКСЭ – один из немногих школьных предметов – предоставляющий возможность обучающимся задуматься над вопросами духовной жизни, этическими принципами и их ролью в жизни общества. И педагог должен уметь заинтересовать ребят, активно включить их в учебный процесс, побуждая не заучивать, а мыслить.

Несомненно, что столь масштабные и разноплановые задачи, какие ставит перед учителем духовно-нравственных дисциплин государство, мы сможем решить только вместе с Вами, уважаемые коллеги.

С наилучшими пожеланиями, заведующий отделом духовно-нравственного воспитания Евгения Борисовна Вымятнина, старший преподаватель Наталья Владимировна Беккер.