Методические рекомендации «Проектная деятельность в комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ): от исследования до продукта» 2021 год (текст)

Духовно-нравственное воспитание обучающихся в начальных классах на основе православных традиций

Интегративность программ духовно-нравственного воспитания.

«Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную» [1, с. 21].  

Темы, изучаемые четвероклассниками в курсе Основы религиозных культур и светской этики /ОРКСЭ/, содержательно перекликаются и через другие предметы (литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство). Так, например, на уроках по изобразительной деятельности в 4 классе дети изучают темы «Древние соборы», «Материнство», «Мудрость старости», «Сопереживание», «Герои защитники» и др. Участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах, фотоконкурсе, в творческих проектах по предмету ОРКСЭ, участие в итоговом празднике, приготовленном совместно с родителями, в выставках детских художественных работ «Рождество», «Пасхальная радость», экскурсии по храмам г. Томска. Сочетание урочной и внеурочной деятельности делает материал курса доступным ребёнку. Наличие благоприятного климата на уроке и во внеурочной деятельности обеспечивает ребёнку не только защищённость и психологический комфорт, но и возможность продуктивной работы и творчества. Содержание воспитания группируется вокруг базовых национальных ценностей. Обучающиеся вместе с педагогами и родителями обращаются к содержанию истории России, российских народов, своей семьи, жизненному опыту своих родителей, к традиционным российским религиям, произведений литературы и искусства, к общественно полезной и личностно значимой деятельности. «Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью» [1, с. 22]. 

Интегративность системного подхода, позволяющая установить «ценностные мосты» [2, с. 144]. Интегративность системного подхода изучения курса ОРКСЭ (модуль ОПК) представлена с таблице на примере УМК «Перспективная начальная школа», аналогично представить интегративность курса возможно и через другие УМК («Школа России», «Перспектива», «Начальная школа 21 века»). Установить «ценностные мосты» по силам учителям начальных классов, которые преподают курс ОРКСЭ.

№ урока ОПК

Тема урока «Основы православной культуры» (ОПК) (А. Кураев)

Основные термины и понятия

Предмет УМК «Перспективная начальная школа» (ПНШ) 4 класс

Тема урока УМК «Перспективная начальная школа» (ПНШ) 4 класс

1

Россия - наша Родина

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы.

Изобразительное искусство и художественный труд Б.М. Неменского (ИЗО)

Города Русской земли. Золотое кольцо России.

 

Окружающий мир

О.Н. Федотовой

Родной край – часть великой России

Границы России

Мы – граждане России.  Имя нашей страны – Россия; или Российская Федерация

Основной закон страны – Конституция России.

Президент России

Литературное чтение Н. А. Чураковой

Н. Рыленков «К Родине»

2

Культура и религия.

Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия.

Литературное чтение Н. А. Чураковой

Поход в «Музейный Дом».

Карл Брюллов «Последний день Помпеи»

3

Человек и Бог в православии.

Священное Писание. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.

 

 

4

Православная молитва.

Священное Писание. Священное Предание. Православие. Молитва. Благодать.

Литературное чтение Н. А. Чураковой

Ганс Христиан Андерсен

«Снежная Королева»

 

5

Библия и Евангелие

Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане.

 

 

6

Проповедь Христа.

Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь.

Литературное чтение Н. А. Чураковой

Ганс Христиан Андерсен «Русалочка»

 

7

Христос и его крест.

Православная культура. Тело. Душа. Внутренний мир человека. Спаситель. Жертвенная любовь. Жертва. Крест.

 

 

8

Пасха.

Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой.

ИЗО

Народные праздники.

Литературное чтение Н. А. Чураковой

Поход в «Музейный дом». Борис Кустодиев «Вербный торг у Спасских ворот»

9

Православное учение о человеке.

Добро. Зло. Традиция. Заповедь.

 

 

10

Совесть и раскаяние.

Этика. Христианская этика. Заповедь. Блаженство. Душевная нищета. Царство Небесное. Миротворец.

Литературное чтение Н. А. Чураковой

Константин Паустовский «Тёплый хлеб».

 

11

Заповеди.

Нравственность. Ближний. Любовь. Раскаяние.

Литературное чтение Н. А. Чураковой

С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».

12

Милосердие и сострадание.

Добродетели. Страсти. Отношение. Труд.

ИЗО

Сопереживание великая тема в искусстве

Литературное чтение Н. А. Чураковой

А. Чехов «Ванька».

13

Золотое правило этики.

Долг. Ответственность. Милосердие. Сострадание. Близкий. Любовь к врагам. Милостыня.

Литературное чтение Н. А. Чураковой

Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Л. Улицкая «Бумажная победа».

14

Храм

Храм. Икона. Иконостас. Царские Врата. Алтарь.

ИЗО

Древние соборы

15

Икона

Воскресение. Спаситель. Пасха Христова. Великий Пост.

Литературное чтение Н. А. Чураковой

Поход в «Музейный дом». Древнерусские иконы с изображением Георгия Победоносца.  Икона «Чудо Георгия о змие» (начало XV в.)

Поход в «Музейный дом». «Христос спускается в ад». Икона.

18

Как христианство пришло на Русь.

Православие. Церковь. Крещение. Святая Русь.

Окружающий мир

О.Н. Федотовой

Древняя Русь

Путь «из варяг в греки»

Крещение Руси

Борьба Руси с западными завоевателями

Возникновение Москвы.

Первые Московские князья

Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости

19

Подвиг

Святые Угодники. Святые Подвижники. Почитание. Подвиг. Жертва.

Литературное чтение Н. А. Чураковой

Алексей Пантелеев «Главный инженер».

Поход в «Музейный дом». Александр Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1942 года».

Анна Ахматова «Памяти друга».

20

Заповеди блаженств

Заповеди

 

 

21

Зачем творить добро?

Святые Угодники. Самоотверженность. Духовная радость.

 

 

22

Чудо в жизни христианина.

Икона. Фреска. Чудотворная икона. Святые угодники Божии. Иконостас. Иконописец. Мозаика. Молитва. Нимб.

 

 

23

Православие о Божьем суде

Легенда о Христофоре

 

 

24

Таинства Причастия

Православные таинства. Крещение. Миропомазание. Исповедь (покаяние). Причастие.

 

 

25

Монастырь

Святыня. Монастырь. Монах. Призвание. Послушание.

Литературное чтение Н. А. Чураковой

Поход в «Музейный дом». Исаак Левитан «Тихая обитель».

Русский язык М.Л. Каленчук

Развитие речи.  «Сочинение-описание по картине И. И. Левитана

«Тихая обитель»

26

Отношения христианина к природе

Символ. Православный календарь. Любовь к природе. Экология. Ковчег.

Окружающий мир

О.Н. Федотовой

Родной край – часть великой России. Твой родной край.

27

Христианская семья

Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции.

ИЗО

Все народы воспевают материнство

ИЗО

Все народы воспевают мудрость старости

Литературное чтение Н. А. Чураковой

Г.-Х. Андерсена. «Русалочка».

28

Защита Отечества

Святые Угодники. Святые Подвижники. Подвиг. Жертва.

ИЗО

Древнерусские воины-защитники

ИЗО

Герои, борцы и защитники

Окружающий мир

О.Н. Федотовой

Москва: память о войне 1812 года

Москва как летопись истории России. День народного единства

Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов

Литературное чтение Н. А. Чураковой

Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» Поход в «Музейный дом». Михаил Врубель «Богатырь».

Анна Ахматова «Памяти друга»

29

Христианин в труде

Заповеди труда

Литературное чтение Н. А. Чураковой

Поход в «Музейный дом». Николай Богданов-Бельский «Ученицы», «У дверей школы».

Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители».

30

Любовь и уважение к Отечеству.

Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм. Многонациональный и многоконфессиональный состав. Великая сила нравственности. Народ.

ИЗО

Искусство моей Родины и народов мира.

Окружающий мир

О.Н. Федотовой

Москва как летопись истории России.  День народного единства

Мы – граждане России

 

Литература

  1. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России - А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков – Москва «Просвещение» 2009.
  2. Литавор В. С. Системный подход как интегративный в образовательном процессе // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 142-149.

 

Шумейко Лариса Анатольевна  Учитель начальных классов, ОРКСЭ, ОДНКНР Член Всероссийского методического объединения по ОРКСЭ и ОДНКНР