Итоги КПК «Активные методы инклюзивного образования на уроке иностранного языка в контексте обновленных ФГОС»

18 ноября 2022
Подразделения: Центр развития педагогического мастерства Уровни образования и предметы: Иностранные языки

15-16 ноября 2022 года кафедрой развития педагогического мастерства (КРПМ) ТОИПКРО проведено обучение слушателей по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Активные методы инклюзивного образования на уроке иностранного языка в контексте обновленных ФГОС». Обучение прошли 20 учителей иностранного языка из 10 муниципалитетов Томской области: Асиновского, Зырянского, Кожевниковского, Колпашевского, Парабельского, Первомайского, Томского, Шегарского районов, г.Томска и ЗАТО Северск.

Ключевым тезисом программы послужило высказывание А.А. Леонтьева: «Нет оснований видеть в наличии или отсутствии способностей к иностранному языку объяснение и тем более, оправдание успешности или неуспешности овладения иностранным языком. Любой нормальный ребенок может и должен овладеть иностранным языком и свободно пользоваться им в общении. Если он этого не достигает, следовательно, мы либо не сформировали у него требуемых умений, либо недостаточно учли его индивидуальные особенности».

В поисках ответа на вопрос «Как учить иностранному языку детей с разными способностями и образовательными потребностями?» можно найти ответы в трудах этого выдающегося ученого-лингвиста, автора личностно-развивающей модели обучения иностранным языкам:

  • «Первое: максимально опираться на возможность формирующего обучения, т.е. не просто использовать уже сложившиеся психические особенности ребенка для целей эффективного овладения языком, а активно строить, формировать эти психические особенности в учебном процессе,
  • Второе: методика этого обучения должна быть такой, чтобы при ней могли максимально реализоваться индивидуальные преимущества каждого отдельного ученика».

В логике вышеуказанных аспектов участникам программы были представлены модули по вопросам нормативного и методического обеспечение внедрения обновленных ФГОС, организации образовательного процесса для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Вариативная часть программы предлагала практикумы на основе приемов и упражнений по развитию внимания, восприятия, памяти, мышления, речи в освоении лексики, грамматики, страноведения изучаемого иностранного языка; обсуждались эффективные учебные стратегии, направленные на прогнозирование и снятие возможных трудностей у детей в обучении видам речевой деятельности (аудирование, чтение, письмо, говорение).

Форматы активного взаимодействия на занятиях позволили участникам определить важные ориентиры для обновления собственной профессиональной деятельности: речевое партнерство в процессе обучения в значительной степени зависит от коммуникативного поведения учителя, умения учитывать ситуацию общения и выбирать оптимальные для конкретных задач и обстоятельств вербальные и невербальные средства общения, владеть спецификой обеспечения обратной связи и рефлексии в инклюзивном образовании, коррекционно-развивающими технологиями обучения иностранному языку детей с ОВЗ.

На мастерских учителей иностранных языков: Гришаевой М.А., МАОУ СОШ № 4 им. И.С. Черных г. Томск; Стрекозовой Н.А., МАОУ лицей № 1 г. Томска; Шкумат Н.Л., МАОУ лицей №7 г. Томска, педагоги стали участниками апробации коммуникативных приемов, дидактических и настольных игр, проанализировали вопросы психологии общения на уроке иностранного языка.

Благодарим педагогов-участников курсов за проявленный интерес к тематике, активную и плодотворную работу!

Дополнительная информация: Печерица Эльза Ильдусовна, доцент кафедры развития педагогического мастерства ТОИПКРО, к.пед.н., +7 (3822) 90-20-46

Ссылка на источники: Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла //"Школа 2000…". Концеп-ция и программы непрерывных курсов для общеобразовательной школы /Под науч. ред. А.А. Леонтьева. Вып. 1. М., 1997.