II Региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы»

16:14 30 августа 2016
Подразделения:
II Региональная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы»

26 августа 2016 года в Томске состоялась региональная конференция  "Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы".

Организатором конференции выступило региональное отделение ООО «АССУЛ» и кафедра гуманитарного образования ТОИПКРО.

На конференцию прибыло 30 участников из  6 муниципалитетов  Томской области. В её работе приняли участие учителя, заместители директоров общеобразовательных учреждений, преподаватели высших и средних специальных учебных заведений, специалисты по методике преподавания русского языка и литературы, сотрудники методических служб Томской области.

С докладами и сообщениями выступил 21 человек.

Участники конференции в своих докладах и выступлениях как первоочередную задачу, стоящую сегодня перед учителями-словесниками, определили совершенствование форм преподавания русского языка и литературы в современной школе.

Участники конференции пришли к выводу, что для повышения внешней и внутренней мотивации учащихся при  изучении  русского языка необходимо:

  • привносить элемент новизны на уроках;
  • особое внимание уделять смысловому чтению;
  • активнее использовать современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы;
  • активнее внедрять различные формы внеурочной деятельности.

По итогам работы участники конференции приняли следующие решения:

1. Констатировать, что филологическое образование, изучение русского языка и литературы в школе являются важнейшим и определяющим условием

  • становления личности юного человека и его социализации,
  • формирования нравственной и гражданской позиции,
  • формирования целостной картины мира,
  • развития творческих и интеллектуальных способностей.

2. Полностью поддержать резолюцию I съезда Общества русской словесности.

3. Поддержать введение итогового сочинения как формы государственной аттестации по литературе. В связи с этим участники конференции, обращаясь к Министерству образования РФ, научной и педагогической общественности, представителям системы педагогического образования, экспертному сообществу, считают необходимым:

  • более чётко определить междисциплинарный статус Итогового сочинения, соотнеся его с сочинениями как компонентами ЕГЭ по литературе и русскому языку, истории, обществознания и другим предметам;
  • считать нецелесообразным рассмотрение сочинения исключительно как учебного упражнения в жанре сочинения-рассуждения;
  • считать, что критериальный оценочный ряд Итогового сочинения требует оперативной переработки и разграничения его с требованиями к другим форматам письменных работ (реализуемых в рамках ГИА);
  • обобщить опыт разработки и реализации междисциплинарных программ, проектируемых в рамках ФГОС, как инструмента развития культуры чтения и письменного размышления о прочитанном;
  • инициировать разработку учебного пособия для начинающих педагогов «Методика обучения сочинению. Русский язык и литература»;
  • разрабатывать и внедрять методику внутришкольного комплексного анализа качества сочинений, адресованного всем участникам образовательного процесса, с целью организации взаимодействия учащихся, родителей и педагогов в процессе освоения школьного сочинения и развития письменной речи учащихся;
  • разработать комплексную систему поэтапной подготовки педагогов к работе с сочинением, шире использовать отечественный и мировой опыт развития письменной речи учащихся. Считать целесообразным разработку модульных программ для всех категорий педагогических работников, связанных с развитием у учащихся культуры работы (чтения и порождения) текстов в образовательном процессе.

4. Одобрить деятельность регионального отделения ООО «АССУЛ» по организационно-методическому сопровождению учителей-словесников Томской области.

5. Настаивать на необходимости

  • повышения государственного статуса учителя;
  • признания того, что учитель выполняет важнейшую общегосударственную задачу формирования духовного и нравственного облика гражданина России, которому предстоит решать задачи инновационного характера;
  • организационно и финансово стимулировать действительный профессиональный рост учителя, его творческую самореализацию, в частности, способствовать публикации работ, отражающих результаты профессиональной деятельности педагога;
  • создавать условия для научного роста талантливых учителей, подготовки ими квалификационных учебно-методических, научных работ, защиты диссертаций;
  • разрабатывать на базе школ совместные образовательные проекты школы и вуза, способствующие не только сохранению единого образовательного пространства, но и профессиональному росту учителя;
  • способствовать возрождению института наставничества в образовательных организациях.

5. Конференция поручает организационному комитету:

  • опубликовать Резолюцию конференции на сайте ТОИПКРО, подготовить Материалы конференции к публикации в печатном виде.
Фотографии мероприятия
Сборник
Программа
Зав. кафедрой гуманитарного образования, заслуженный учитель РФ С.Г. Малярова
Руководитель ГМО учителей-словесников ЗАТО Северск, член Томского регионального отделения ООО «АССУЛ», учитель русского языка и литературы МБОУ «Северская гимназия» В.М.Заборников