26 августа 2016 года в Томске состоялась региональная конференция "Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературы".
Организатором конференции выступило региональное отделение ООО «АССУЛ» и кафедра гуманитарного образования ТОИПКРО.
На конференцию прибыло 30 участников из 6 муниципалитетов Томской области. В её работе приняли участие учителя, заместители директоров общеобразовательных учреждений, преподаватели высших и средних специальных учебных заведений, специалисты по методике преподавания русского языка и литературы, сотрудники методических служб Томской области.
С докладами и сообщениями выступил 21 человек.
Участники конференции в своих докладах и выступлениях как первоочередную задачу, стоящую сегодня перед учителями-словесниками, определили совершенствование форм преподавания русского языка и литературы в современной школе.
Участники конференции пришли к выводу, что для повышения внешней и внутренней мотивации учащихся при изучении русского языка необходимо:
- привносить элемент новизны на уроках;
- особое внимание уделять смысловому чтению;
- активнее использовать современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы;
- активнее внедрять различные формы внеурочной деятельности.
По итогам работы участники конференции приняли следующие решения:
1. Констатировать, что филологическое образование, изучение русского языка и литературы в школе являются важнейшим и определяющим условием
- становления личности юного человека и его социализации,
- формирования нравственной и гражданской позиции,
- формирования целостной картины мира,
- развития творческих и интеллектуальных способностей.
2. Полностью поддержать резолюцию I съезда Общества русской словесности.
3. Поддержать введение итогового сочинения как формы государственной аттестации по литературе. В связи с этим участники конференции, обращаясь к Министерству образования РФ, научной и педагогической общественности, представителям системы педагогического образования, экспертному сообществу, считают необходимым:
- более чётко определить междисциплинарный статус Итогового сочинения, соотнеся его с сочинениями как компонентами ЕГЭ по литературе и русскому языку, истории, обществознания и другим предметам;
- считать нецелесообразным рассмотрение сочинения исключительно как учебного упражнения в жанре сочинения-рассуждения;
- считать, что критериальный оценочный ряд Итогового сочинения требует оперативной переработки и разграничения его с требованиями к другим форматам письменных работ (реализуемых в рамках ГИА);
- обобщить опыт разработки и реализации междисциплинарных программ, проектируемых в рамках ФГОС, как инструмента развития культуры чтения и письменного размышления о прочитанном;
- инициировать разработку учебного пособия для начинающих педагогов «Методика обучения сочинению. Русский язык и литература»;
- разрабатывать и внедрять методику внутришкольного комплексного анализа качества сочинений, адресованного всем участникам образовательного процесса, с целью организации взаимодействия учащихся, родителей и педагогов в процессе освоения школьного сочинения и развития письменной речи учащихся;
- разработать комплексную систему поэтапной подготовки педагогов к работе с сочинением, шире использовать отечественный и мировой опыт развития письменной речи учащихся. Считать целесообразным разработку модульных программ для всех категорий педагогических работников, связанных с развитием у учащихся культуры работы (чтения и порождения) текстов в образовательном процессе.
4. Одобрить деятельность регионального отделения ООО «АССУЛ» по организационно-методическому сопровождению учителей-словесников Томской области.
5. Настаивать на необходимости
- повышения государственного статуса учителя;
- признания того, что учитель выполняет важнейшую общегосударственную задачу формирования духовного и нравственного облика гражданина России, которому предстоит решать задачи инновационного характера;
- организационно и финансово стимулировать действительный профессиональный рост учителя, его творческую самореализацию, в частности, способствовать публикации работ, отражающих результаты профессиональной деятельности педагога;
- создавать условия для научного роста талантливых учителей, подготовки ими квалификационных учебно-методических, научных работ, защиты диссертаций;
- разрабатывать на базе школ совместные образовательные проекты школы и вуза, способствующие не только сохранению единого образовательного пространства, но и профессиональному росту учителя;
- способствовать возрождению института наставничества в образовательных организациях.
5. Конференция поручает организационному комитету:
- опубликовать Резолюцию конференции на сайте ТОИПКРО, подготовить Материалы конференции к публикации в печатном виде.