Проектно-исследовательская деятельность обучающихся при изучении биологии

Ведущий: Волкова Татьяна Васильевна, учитель биологии Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Северская гимназия», г. Северск Томской области

Информация к размышлению

Известно, что ребёнок рождается исследователем. Жажда новых открытий, любопытство, желание наблюдать, рассматривать, экспериментировать, получать новые сведения об окружающем мире. Но что потом? А потом взрослое окружение начинает за ребёнка всё решать: какие книжки читать, с кем дружить, что важно, а что нет. К этому быстро привыкаешь. В результате школьники, как роботы, выполняют домашние задания по предметам, наполняются, как сосуд, готовой информацией, делают всё механически, теряя интерес к знаниям. Знаний много, но что с ними делать, неизвестно. Конечно, из этой ситуации есть выход. Это организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся на уроке и во внеурочной деятельности.  

Что такое исследование? Это процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности .  В основе исследовательского поведения лежит психическая потребность в поисковой активности, то, что есть в каждом человеке от рождения. Это особый вид интеллектуально-творческой деятельности ребёнка. Важно внимание учеников направлять не только и не столько на содержание учебного материала, а больше на способы деятельности с ним.

 На уроках биологии обучающиеся получают возможность самостоятельно изучать особенности строения растений и животных, например, в связи с их средой обитания или строение органов в связи с выполняемыми ими функциями.  Организуя такие уроки у себя в гимназии  я частично делегирую свои обязанности консультантам. Это каждый раз разные ученики. Они сами заявляют себя в качестве консультантов, потому что лучше овладели информацией, вокруг них спонтанно образуются исследовательские группы и выполняется исследовательская работа. Роль учителя - наблюдать за процессом. Кроме того, ученики готовят сообщения, презентации, мини-проекты, делают это с большим желанием и интересом.  Постановка опытов, практические работы, наблюдения, самонаблюдения – это то, что предлагает программа по предмету. Это всё нужно правильно организовать, в этом и заключается роль учителей предметов естественнонаучного цикла. Есть группа детей, которые изготавливают наглядный материал для уроков биологии: красочные карточки с заданиями, «раскладушки» по изучаемым темам, рисуют плакаты. Прежде чем создать наглядное пособие надо иметь о нём представление. В кабинете есть  стенд «Новости биологии», обучающиеся сами обновляют на них информацию. Есть папки, где скапливается информация, чтобы была возможность использовать её вторично. Исследование или его элементы - это метод активного обучения, существенно повышающий познавательную активность, успеваемость по предмету, и даёт свои положительные результаты, и как результат - четыре года подряд мои ученики являются победителями и призёрами региональных олимпиад по биологии и экологии. Из года в год увеличивается количество обучающихся, сдающих выпускные экзамены по биологии.

Исследование или его элементы являются обязательной частью проекта.   Если проект – это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата, то исследование связано с решением задачи с заранее неизвестным результатом и имеет целью формирование активной позиции в процессе обучения. Проектно-исследовательская деятельность призвана помочь учащимся развить их умения и навыки, научить их учиться, применять полученные знания на практике, рационально использовать своё время.

Ученик должен иметь не просто набор знаний и умений, а осознавать, что он знает. Не просто делать, а знать, как он это делает и для чего! Существуют различные способы включения учащихся в учебно-познавательную деятельность, на уроке и во внеурочной деятельности:

  • исследования, опыты на уроках биологии, исследовательские мини-проекты. На уроках биологии, например, исследовательская деятельность может быть организована в процессе выполнения лабораторных работ по инструктивным карточкам, самостоятельной работы с дополнительной литературой и другими источниками информации. Может быть защита рефератов, ролевые игры, имеющие исследовательскую направленность, групповая работа, семинары и конференции. Исследования могут быть на любом этапе урока. Исследование биологических объектов под микроскопом, исследование состава тел живой природы, исследование строения организма, наблюдение за живыми организмами или за процессами жизнедеятельности организма и т. д.;
  • участие в творческих конкурсах различного уровня;
  • работа в исследовательских группах;
  • индивидуальные и групповые консультации при выполнении исследований;
  • практические задания по освоению элементов технологии;
  • различные формы презентаций результатов исследований и т.д.

Очень важна роль учителя в такой работе. Главная роль - быть идейным вдохновителем, куратором познавательной деятельности обучающихся. Как говорится, плохой учитель преподносит истину, хороший – учит её находить. Безусловно, достичь образовательных целей значительно легче, если ученики проявляют интерес к изучаемому материалу, поэтому важно этот самый интерес поддерживать всеми выше перечисленными способами.

В результате использования исследовательских приёмов и методов на уроках биологии и во внеурочном пространстве школьники самостоятельно приобретают знания из различных источников, учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных задач, приобретают коммуникативные умения, развивают системное мышление, учатся грамотно выражать свои мысли.  И это   самая важная задача современного образования.

Вопрос к обсуждению: «Как часто следует применять на уроках элементы исследовательской и проектной деятельности, чтобы развивать ключевые компетенции у обучающихся?»

 Буду рада продолжить общение посредством электронной почты:  lenovo@t-sk.ru

С уважением, Волкова Татьяна Васильевна