Информационно-образовательная среда на уроках физики

http://help.edu.tomsk.ru/wp-content/uploads/2015/12/SOR_4947.jpg
  В мой первый дебютный в профессии год, наша школа стала экспериментальной площадкой  с темой: «Цифровая школа: педагогическое проектирование информационно-образовательной среды (ИОС)в условиях сельской школы». Для работы в этом направлении в школе сложились все материально технические возможности – нетбуки, интерактивные доски, цифровое лабораторное оборудование и т. д. Но при этом возникла следующая проблема – технические средства есть, а система разработки, накопления и практического использования разрозненных информационных ресурсов педагогического назначения отсутствует.
Тогда я определил для себя тему методической работы – создание ИОС на уроке физики.
За пять лет работы удалось достичь некоторых результатов в этом вопросе. Под ИОС урока я понимаю систематизированный набор учебно-методических, организационных, информационных, технических условий, направленный на участников образовательного процесса.
Связать все технические ресурсы мне помогла технология обучения «1 ученик – 1 компьютер».  Идея этой технологии в том, что у каждого учащегося имеется персональный компьютер, связанный с компьютером учителя посредством беспроводной сети. И учитель с помощью дополнительной программы может контролировать и совместно работать с каждым учеников или группой, не отходя от своего рабочего места.
Для отработки  базовых навыков я использую  интерактивные тренажеры или тесты.  Ребята решают задание на тренажере, компьютер проверяет, при неправильном ответе мы уже индивидуально обсуждаем ошибку. Тесты я активно использую при проверке знаний, это удобно, практично, быстро, интересно детям; и еще, что не маловажно – при решении задач нужно правильно записывать ответ, как на экзаменах, это дисциплинирует ребят и готовит к итоговой аттестации. Конечно, важна объективность оценки, тут уж у ребят никаких обид, что заработали, то и получили.
Когда возникает необходимость быстро организовать какую-то общую работу, например, расставить направление сил или провести рефлексию, то мы с ребятами используем функцию общей доски. Ребята на своих местах на общей доске выполняют поставленное задание. Видят общий результат. Не нужно тратить время но то, чтобы каждый вышел к доске, что позволяет оптимизировать учебный процесс.
Проблему пропущенных уроков или непонятого теоретического материала я решаю с помощью подборки видеороликов по темам. Дополнили нетбук наушниками, и можно прямо на уроке устроить просмотр видеоурока, а после просмотра только ответить на вопросы. Такой же вид работы можно использовать и для высокомотированных учащихся, транслируя им разнообразную информацию из лучших медиатек.
Виртуальные лабораторные работы я использую, когда нет оборудования, или его хватает не на всех учащихся. Они очень выручают при невозможности увидеть физический процесс. А так ребята смогут увидеть зависимость одних величин от других.
При работе с цифровыми лабораториями «Пролог» и «Архимед» появилась возможность быстро получить и обработать точную информацию, сравнить полученные данные, сделать выводы. Результаты исследований школьников аргументированы и обоснованы, представлены  в виде  эстетичных схем и графиков. С применением нового оборудования качество  исследовательских работ школьников поднялось на более высокий уровень.
Комбинируя те или иные возможности на одном уроке, получается создать ИОС урока, которая позволяет:
  • увеличить возможности выбора средств, форм и темпа изучения образовательных областей;
  • обеспечить доступ к разнообразной информации из лучших библиотек, музеев; дать возможность слушать лекции ведущих учёных и задавать им вопросы, принимать участие в работе виртуальных школ;
  • повысить интерес учащихся к изучаемым предметам за счёт наглядности, занимательности, интерактивной формы представления учебного материала, усиления межпредметных связей;
  • повысить мотивацию самостоятельного обучения, развития критического мышления;
  • активнее использовать методы взаимообучения (обсуждение учебных проблем на форумах, в чатах, оперативное получение подсказок);
  • развивать учебную инициативу, способности и интересы учащихся;
  • создавать установку на непрерывное образование в течение жизни.
 Такая среда обучения создает условия для полноценной реализации системно-деятельностного подхода в обучении, в определенной степени автоматизирует работу учителя, освобождая ему руки для творчества.
 
Вопрос к обсуждению:  Мне бы хотелось узнать Ваше мнение по поводу информационно-образовательной среды урока: Реально ли ее создать на уроке, если да, то как, если нет, то почему?
 
Жду Ваши размышления на мою почту: serj_osaka@mail.ru 
С уважением, Диденко Сергей Сергеевич, учитель физики и информатики МАОУ «Итатской СОШ» Томского района