В преддверии итогового собеседования по русскому языку

09:02 07 февраля 2019
Подразделения: , Отдел информационно-аналитической работы Виды деятельности: Государственная итоговая аттестация
В преддверии итогового собеседования по русскому языку

13 февраля 2019 года состоится итоговое собеседование по русскому языку, координатором которого выступит ТОИПКРО. 
Мы поговорили с председателем предметной комиссии по русскому языку ОГЭ — Маляровой Светланой Григорьевной, заведующей кафедрой гуманитарного образования. 

Итоговое собеседование по русскому языку

Скажите, пожалуйста, с какой целью была введена устная часть в государственную итоговую аттестацию по русскому языку?

Введение устной части в государственную итоговую аттестацию по русскому языку обусловлено как глобальными изменениями в школьном образовании, так и более частными, предметными, а именно: оценить уровень общеобразовательной подготовки по разделу «Говорение» у выпускников IX классов общеобразовательных организаций. Результаты итогового собеседования также могут быть использованы при приёме обучающихся в профильные классы средней школы.

Из чего состоит итоговое собеседование?

Цель собеседования определила и содержание экзамена. Часть 1 состоит из 2-х заданий: чтение вслух текста научно-публицистического стиля и пересказ этого же текста с привлечением дополнительной информации. Первое задание как раз и проверяет сформированность коммуникативных рецептивных навыков, а именно: чтение и аудирование.

1-е задание — это чтение текста. На итоговом собеседовании учащимся будут предложены тексты научно-популярного стиля о выдающихся людях России. Это преследует важные воспитательные и познавательные цели. Текст сопровождается иллюстрациями, которые помогут учащемуся наиболее полно сформировать представление о человеке — герое текста. Объем текстов варьируется в пределах 170–200 слов.

Задание направлено на контроль навыков техники осмысленного чтения и проверяет понимание участником собеседования содержания текста, что проявляется в правильном оформлении фонетической стороны устной речи: темпе чтения, соответствии интонации знакам препинания текста (паузация, фразовое ударение, словесное ударение, повышение/понижение громкости голоса), соблюдении орфоэпических норм, отсутствии искажений слов.

Также задание проверяет умение учащихся видеть и использовать при чтении графические символы, в частности знак ударения, который сопровождает имена собственные и сложные термины (например, Юрий Алексеевич Гага̀рин, Байкону̀р).

Одним из требований, предъявляемых к тексту для чтения, является наличие имени числительного, представленного в цифровой форме записи. К тому же числительное дано в тексте в одном из косвенных падежей, поэтому учащимся при чтении необходимо правильно его просклонять (к примеру, «Продолжительность полёта Гагарина равнялась 108 минутам»).

2-е задание — подробный пересказ прочитанного текста с включением в него предложенного высказывания. Обучение пересказу способствует обогащению словарного запаса и развитию восприятия, памяти, внимания, мышления. Экзаменуемому необходимо не просто подробно пересказать текст, но и сделать так, чтобы его пересказ вместе с высказыванием составляли цельный текст.

Часть 2 также состоит из 2-х заданий: задание 3 (тематическое монологическое высказывание) и задание 4 (участие в диалоге). Они проверяют сформированность продуктивных коммуникативных навыков, а именно монологическую и диалогическую речь.

Экзаменуемый имеет право выбрать одну из трех тем беседы: описание на основе фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по поставленному вопросу.

Монологический ответ оценивается с позиции смысловой цельности, членимости, законченности, а также с точки зрения речевого оформления: богатство словаря, точность выражения мысли, разнообразие грамматических конструкций, рациональность и стилистическая целесообразность выбранных языковых ресурсов.

Монологическое высказывание должно быть объемом не менее 10 фраз, в которые будут входить ответы на четыре предложенных в задании вопроса. Но учащийся имеет право дополнить или изменить свой план ответа в зависимости от коммуникативного замысла, т. е. не отвечать на предложенные вопросы или ответить лишь на некоторые, развивать содержание монолога по своему усмотрению.

Что из себя представляет 4-е задание — участие в диалоге? Экзаменуемому будут заданы 3 вопроса по теме, которую он выбрал для монологического высказывания.

Вопросы сформулированы заранее и зафиксированы в карточке собеседника. Они подобраны таким образом, чтобы помочь расширить и разнообразить содержательный и языковой аспект речи учащегося, стимулировать его к использованию новых типов речи и расширению языкового материала. К примеру, если учащийся в монологе описывал фотографию (ведущий тип речи — описание), то в ответах на вопросы ему будет необходимо использовать такие типы речи, как повествование и рассуждение. Если в монологическом высказывании участник собеседования рассказывал о своём личном опыте (ведущий тип речи — повествование), то в ответах на вопросы он будет рассуждать, обобщать свой личный опыт и переводить его на уровень анализа общественных проблем.

Приведите, пожалуйста, примеры заданий.

Например, учащийся выбрал тему для монологического высказывания на основе личного опыта (ведущий тип речи — повествование).

Вопросы собеседника имеют расширяющий характер: заставляют учащегося задуматься над ролью музеев в образовании, организации досуга школьников, использовать лексику публицистического стиля («научно-технические, естественнонаучные»), терминологию («виртуальный музей»).

Таким образом, устный экзамен позволяет представить процесс обучения в виде системы, обеспечивающей взаимосвязанное развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций на деятельностной основе.

Галина Брусьянина, специалист по УМР отдела ИАР ТОИПКРО